Plastiks_1_2_2019

БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 1 8 6 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 54 сказывает, что среди всего импорта полимер- ных изделий обязательно будет существовать некая доля «неустранимого» импорта, обу- словленная исключительно соображениями логистики. Так, доставка полимерной про- дукции из Китая илиЮжнойКореи часто ба- нально дешевле, чем из Центральной России, причем дешевле настолько, чтобыперекрыть, например, более конкурентные позиции рос- сийского производителя «на воротах». Следующая особенность — эффект мас- штаба, который в переработке пластмасс имеет место так же, как и во всех прочих промышленных отраслях. Даже имея более низкую стоимость компонентов издержек выпуска, отечественный переработчик мо- жет проигрывать импортерам из-за более высоких удельных затрат по причине низ- кой мощности производственных линий или низкого объема выпуска (который обычно и связан с низкой конкурентоспособностью на рынке). Обычно размер мощности отече- ственного переработчика является компро- миссом между объемом инвестиций и его собственными представлениями о потенци- альном объеме сбыта, причем компромисс этот часто не совпадает с объективным опти- мумом из-за неверных изначальных оценок. Выходов из ловушки такого масштаба может быть два: снижение стоимости оборудова- ния и его инсталляция при одновремен- ном наращивании единичной мощности. Это возможно практически лишь в случае ориентации на внешние рынки. И здесь мы видим упомянутую выше связку проблемы импортозамещения и вопроса экспортной ориентации переработки: выход на экспорт позволит масштабировать мощности и по- лучить более низкие удельные издержки, что даст возможность эффективно конкуриро- вать с импортом и на внутреннем рынке. Собственно, такой сценарий — это рас- смотренный выше пример Турции. Из более близких соседей можно упомянуть Белорус- сию, эффективно эксплуатирующую круп- ные мощности по синтетическим волокнам, нитям и тканям: по ввозу в Россию товаров, соответствующих 54-56 группам ТН ВЭД, эта страна делит первое место с Китаем. В этом отношении операционная кон- курентоспособность смыкается со вторым толкованием этого понятия — своего рода будущей конкурентоспособностью, оцени- ваемой на этапе рассмотрения проекта но- вой мощности. Совершенно очевидно, что размер отрасли переработки пластмасс, то есть емкость внутреннего рынка полимеров, может увеличиваться исключительно путем инвестиций в новые производственные ли- нии. Проблема по большому счету в том и за- ключается, что в редком российском инве- стиционном проекте по переработке вообще проводится подобного рода анализ. В итоге решение, часто найденное в стремлении к компромиссу (в отношении конфигурации, мощности, типа оборудования, его постав- щика, оценки перспективного спроса и со- ответственно производительности линий и тому подобного), оказывается неоптималь- ным. На выходе создается производство либо изначально неконкурентоспособное, либо со столь малым запасом конкуренто- способности, что оно коллапсирует даже при небольших изменениях конъюнктуры. Об этой проблеме — изначально некаче- ственных проектов — вообще стараются не говорить ни в отраслевом сообществе, ни тем более на совещаниях в профильных органах власти. Однако это очень распространенный сценарий. Его следствием являются перма- нентные жалобы таких переработчиков на всевозможные беды и несправедливости и призывы к введению тех или иных ввозных пошлин на изделия. Хотя в большинстве случаев необходимости в таких пошлинах нет: их наличие лишь консервирует неэф- фективную переработку, которая лишается стимулов к развитию. В подоплеке проблемы плохих проектов лежит множество факторов. Недофинанси- рование подготовительной стадии из-за об- щего дефицита бюджетов проектов — лишь один из них и, вероятно, не самый главный. Не стоит недооценивать значимость таких простых вещей, как слабая информиро- ванность инвесторов о рисках, их низкая компетентность в вопросах промышлен- ных инвестиций, слабый кругозор в части спектра производителей оборудования и его специфики, плохое знание конкурентного окружения и рынков…

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=