Plastics_1_2_2020_1tom
СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 1 - 2 / I ( 1 9 7 ) 2 0 2 0 w w w . p l a s t i c s . r u 12 (например, Международного союза охраны природы, IUCN), вторичных микропласти- ков в 5-6 раз больше, чем первичных. Это указывает, в частности, на важность предот- вращения попадания в океан в том числе крупных фрагментов. Источники же первич- ных микропластиков— это в первую очередь частицы, образующиеся в результате механи- ческого износа автомобильных шин и обуви. Также это мелкие фрагменты, появляющиеся вследствие механического разрушения тек- стиля и тканей при промышленной и домаш- ней машинной стирке, и частицы дорожной разметки, лакокрасочного покрытия морских судов, полимерные микрофрагменты, добав- ляемые в косметические и моющие средства, и т.п. В вопросе структуры источников един- ства мнений пока нет. Например, по базовому сценарию IUCN, 70% первичных микропла- стиков возникает в результате износа шин, текстиля, тканей и дорожной разметки. А по данным полевого исследования MENEX от 2014 года, проведенного в Норвегии, 56% первичных микропластиков — это частички изношенных шин, 13% — микрофрагменты изделий, образующиеся в процессе стирки, 9%— фрагменты покрытий судов и морских сооружений (рис. 1). С точки зрения географического рас- пределения источников полимерного за- грязнения океана считается, что основную нагрузку создают страны с высокой плот- ностью населения и низким уровнем разви- тия отрасли управления отходами. В январе 2019 года Европейская комиссия опубли- ковала сводный отчет A Circular Economy for Plastics, где, ссылаясь на исследования Jambeck и соавторов от 2015 года, приводит следующие данные. Упущения в контроле за оборотом отходов являются причиной попадания в океаны от 4,8 до 12,7 млн т пластиковых отходов ежегодно. 50% этой массы приходится всего на пять стран: Ки- тай, Индонезию, Филиппины, Вьетнам и Шри-Ланку. Основной канал транспорта пластиковых загрязнений — реки. На де- сять из них, две из которых расположены в Африке и одна в Азии, приходится от 88 до 95% всей нагрузки (рис. 2). Структуру уносимых в океаны полимер- ных отходов исследовали полевым методом несколько инициативных групп. Результаты одной из самых масштабных кампаний (упо- мянутой выше International Coastal Cleanup) позволили выявить наиболее часто встречаю- щиеся виды: сигаретные окурки, пластико- вые бутылки и крышки, пищевая упаковка/ обертка, пакеты из розничных ма- газинов, пробки, трубочки, сте- клянные бутылки, прочие пакеты и сумки, контейнеры для еды. Ана- логичное исследование 274 пляжей всех четырех морейЕвропы, в рамках которого было собрано 355 тыс. от- дельных единиц отходов, показало схожие результаты. Первая десятка (по количеству единиц на 100 м бе- реговой линии) включает сигарет- ные окурки, большие пластиковые фрагменты, крышки/пробки, бу- тылки, столовые приборы/лотки/ трубочки, обертки от чипсов/кон- фет, палочки от леденцов, неболь- шие пластиковые фрагменты, лен- ты и нити, ватные палочки, банки для напитков (данные Joint Research Centre, European Commission, 2016). Большая часть этих изделий харак- теризуется экстремально коротким жизненнымциклом—буквально не- сколькими минутами или часами. В силу такой специфики применения чаще всего после использования они Рисунок 1. Причины попадания микропластиков в океан (источник — MENEX) Рисунок 2. Оценка годового объема образования полимерных отходов, млн т (источник — Jambeck, 2015)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=