Plastics_1-2_2021

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 1 - 2 ( 2 0 8 ) 2 0 2 1 w w w . p l a s t i c s . r u 14 лояльна по отношению к конкурентам: заручаясь поддержкой регулирующих органов, они стараются не допустить конкуренции с поставщиками из стран ЕАЭС и ограничить поставки дешевого полимерного сырья в Россию. Так, в июле 2020 года было начато антидемпинговое расследование в отношении ПЭВП, про- изводимого в Республике Узбекистан и поставляемого на рынки ЕАЭС по дем- пинговым ценам. Решение о начале рас- следования было принято на основании результатов рассмотрения заявления, поданного от имени «Нижнекамскнеф- техима» и «Казаньоргсинтеза» и под- держанного «ЗапСибНефтехимом». В конце августа 2020 года ПАО «Ка- заньоргсинтез» обратилось в Правитель- ство РФ с просьбой запретить импорт ПЭВП (по коду ТН ВЭД 3901209009) с Украины в Россию. Однако, по мнению экспертов, в данном случае вопрос ско- рее политический, чем экономический. По словам представителя «Казаньорг- синтеза», суть предложений заклю- чается в применении зеркальных мер в отношении действий правительства Украины, которое в декабре 2017 года запретило ввозить в страну полиэтилен с удельной плотностью 0,94 или более, произведенный в РФ. Запрет коснулся всех российских поставщиков ПЭВП: ПАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Ниж- некамскнефтехим», ООО «Ставролен», ООО «Газпром Нефтехим Салават», а с 2020 года и ООО «ЗапСибНефтехим». В августе 2020 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) рассмо- трела вопрос введения 6,5-процентной пошлины на ввоз полимерного сырья (прежде всего линейного полиэтилена) из стран, не входящих в ЕАЭС. Решение ввести эту пошлину было поддержано большинством участников Коллегии Ев- разийской экономической комиссии. Од- нако с этим мнением не согласны пере- работчики, которые считают, что текущая нулевая импортная пошлина на все виды полимерного сырья будет стимулировать российских производителей полимеров повышать их качество и сокращать свои издержки. На рынке должна быть свобод- ная конкуренция поставщиков сырья. При введении пошлины будет создана благо- приятная среда только для нескольких российских нефтехимических заводов, а деятельность огромного числа перера- ботчиков пластмасс в ЕАЭС осложнится. Однако решение Совета ЕЭК о введении пошлины было опубликовано 18 сентя- бря 2020 года и вступило в силу через 10 календарных дней с даты его офици- ального опубликования. Итак, к 2025 году мощности по про- изводству базовых полимеров вырастут почти в 2 раза относительно текущего уровня. Но проблемы с сырьевым обе- спечением по-прежнему останутся. Уси- ление конкуренции среди производите- лей за счет ввода в эксплуатацию новых объектов как в России, так и в странах ближнего зарубежья не приведет к за- метному росту переработки, ведь доступ к дешевому сырью пресекается ограни- чительными мерами. Следует отметить то обстоятельство, что ввод новых мощностей не закроет вопрос и с обеспечением внутреннего рынка специальными марками полиме- ров. В последние годы отечественные производители далеко продвинулись в решении этой проблемы: импорт спец- марок значительно сократился. Однако в перспективе большая часть российских проектов будет направлена на глубокую переработку углеводородного сырья для отправки на экспорт более маржиналь- ной продукции. И большинство потенци- альных производителей полимеров не будут концентрироваться на производ- стве спецмарок, ограничиваясь выпуском базовых продуктов. Рисунок 3. Прогноз развития полимерных мощностей в РФ до 2035 г. 3,38 3,38 9,75 10,15 10,76 12,50 1,95 1,95 3,10 3,38 4,00 4,90 1,00 1,00 1,00 1,70 1,00 1,70 0 3 6 9 12 15 18 21 Млн т ПЭТ ПС ПВХ ПП ПЭ Реалистичный 2020 2025 2035 Оптимис$ тичный Оптимис$ тичный Оптимис$ тичный Реалистичный Реалистичный ПЭВП ПЭНП 2500 2000 1500 1000 500 0 ПВХ$С ПВХ$Э ПЭТ (бутылки) ПЭТ (волокна и пленки) ЛПЭНП ПП ПС Спрос Мощности Тыс. т 1645 715 1015 1950 459 940 30 640 0 Рисунок 2. Обеспеченность спроса имеющимися в РФ мощностями в 2020 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=