Plastics_1_2_2024_1tom

П Л А С Т И К С № 1 - 2 / I ( 2 4 1 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 14 СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ укупорки из состава понятия «комби- нированная упаковка». В соответствии с новой редакцией регламента все это больше не будет учитываться при оценке пригодности изделия для вторичной пере- работки. При этом исключение, сделан- ное для защитных и герметизирующих покрытий, очевидно, вызовет наиболее ожесточенные дебаты. Это связано с тем, что в картонных и бумажных изделиях, рассчитанных на непосредственный контакт с продуктами питания (сюда не входит гофрокартон, используемый для упаковки фруктов и овощей) обычно имеется барьерный слой из пластика (который подпадает под исключение, сделанное для покры- тий), что превращает их в многослой- ные предметы, вторичная переработка которых зачастую может быть довольно сложной. Отсутствие такого барьера привело бы к загрязнению картона и бумаги, что сделало бы их непригодны- ми для рециклинга в принципе. При этом не стоит забывать о том, что использование в пищевой упаковке ка- ких-либо других материалов в качестве альтернативы пластику обычно делает производство более энергоемким, про- воцирует увеличение выбросов диоксида углерода (CO 2 ), а также приводит к уве- личению веса продукции, что оборачи- вается большим расходом топлива при транспортировке. В 2020 году (в настоящий момент доступны данные Евростата только за этот год) уровень рециклинга картонной и бумажной упаковки на территории стран — членов ЕС был равен 81,5%, при этом большое количество изделий, рас- считанных на непосредственный контакт с продуктами питания, попало в оставши- еся 18,5% и не подлежало переработке. Стоит также отметить тот факт, что пик рециклинга картонной и бумажной упа- ковки был пройден в 2016 и 2017 годах (85,4%). Снижение данного показателя подозрительным образом совпадает с расширением использования картона и бумаги для упаковки продуктов питания. Когда эта поправка впервые была предложена Комитетом по окружающей среде, многие участники упаковочной от- расли выразили свою озабоченность по поводу того, что у потребителей может сложиться излишне оптимистичное пред- ставление о перерабатываемости пище- вой упаковки из картона и бумаги, что только ускорит отказ от пластика. Последствия корректировки термина «рециклинг» В новую редакцию регламента было включено изменение формулировки термина «рециклинг», предложенное Комитетом по окружающей среде, в ре- зультате чего вновь появилось двоякое толкование понятия вторичной химиче- ской переработки методом пиролиза, от которого попытались уйти в изначальной версии текста. Теперь же наличие отсы- лок к сразу двум определениям, зафик- сированным в разных законодательных нормах, затруднит практическое исполь- зование пиролизного масла — основно- го продукта химического рециклинга на территории Европы — в качестве вторич- ного сырья, открывая простор для субъ- ективного подхода к тому, как толковать и соблюдать установленные правила. Регулируемые производственно-сбытовые цепочки Также по предложению Комитета по окружающей среде в новой редакции упоминается создание «регулируемых производственно-сбытовых цепочек», однако при этом отсутствует конкретика касательно того, как это должно выгля- деть на практике. Кроме того, от стран ЕС теперь требу- ется создать к январю 2029 условия для «обеспечения справедливого и безопас- ного доступа к вторичным материалам, которые должны использоваться таким образом, чтобы их полезные свойства были сохранены или восстановлены в ходе эксплуатации и последующего реци-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=