Plastics_3_2010
23 ТЕМА НОМЕРА /ОБЗОР П Л А С Т И К С № 3 ( 8 5 ) 2 0 1 0 Преимущества ПЭТ-тары На сегодняшний день изготовле- ние пищевой тары является наиболее существенной областью применения ПЭТ-гранулята. Преимущества тары из ПЭТ многочисленны. Обычная по- лулитровая ПЭТ-бутылка весит около 28 г, в то время как стандартная бутыл- ка того же объема, сделанная из стекла, может весить около 350 г. Естественная прозрачность мате- риала делает его идеальным для вы- пуска тары под розлив газированной воды. Кроме того, ПЭТ можно окра- сить в разные цвета для того, чтобы внешний вид продукции максимально соответствовал запросам потребителей. Использование пластиковых бутылок помогает устранить такой неприятный эффект, как бой тары при транспорти- ровке, свойственный стеклотаре, при этом ПЭТ, как и стекло, прекрасно (и полностью) перерабатывается. В целом в настоящее время ПЭТ- упаковка с ее безграничным иннова- ционным потенциалом и широкими возможностями в смысле дизайна рас- сматривается, скорее, не как конкурент стеклотаре, а как материал, способный открыть совершенно новые рынки и сформировать абсолютно новые по- требительские приоритеты. Немаловажным преимуществом ПЭТ-тары является простота, с кото- рой производитель напитков может смонтировать линию по ее изготов- лению прямо на своем предприятии, а такой путь существенно удешевляет тару и, соответственно, весьма при- влекателен для производителей пива и безалкогольных напитков. С полно- стью автоматизированной линии по выпуску бутылок тара поступает непо- средственно на линию розлива. Таким образом, не требуется дополнительных затрат и площадей для складирования и транспортировки, а производитель получает возможность самостоятельно определять параметры тары (стандарт- ный объем обычно — от 0,5 до 3 л) и разрабатывать ее дизайн. Поскольку ПЭТ-бутылки очень лег- ки и не бьются, им не требуются ящи- ки. Их вполне достаточно упаковать в полиэтиленовую пленку с картонным поддоном или даже без него. Этот фак- тор ведет к дальнейшей экономии на упаковочных материалах, транспор- тировке. Существенными недостатками ПЭТ-тары являются ее относительно низкие барьерные свойства. Она про- пускает в бутылку ультрафиолетовые лучи и кислород, а наружу — углекис- лоту, что ухудшает качество и сокраща- ет срок хранения пива. Это связано с тем, что высокомолекулярная структу- ра полиэтилентерефталата не является препятствием для газов, имеющих не- большие размеры молекул относитель- но цепочек полимера. Спрос на ПЭТ-бутылки На рынке бутилированной воды среди различных видов упаковки одно- значно лидирует ПЭТ-бутылка. Стек- ло, несмотря на оборачиваемость тары, сдает свои позиции. Это объясняется двумя причинами: с одной стороны, ПЭТ намного дешевле, а с другой, цена пустой стеклянной бутылки при воз- врате составляет менее 10 процентов от стоимости продукта, таким образом потребитель почти не получает выгоды. По данным проведенных исследова- ний, доля продажи воды в стеклянной таре за прошедший год сократилась в Москве с 14,5 до 11 процентов. Соот- ветственно, до 89 процентов возросла доля продажи воды в пластиковой упа- ковке, среди которой наиболее попу- лярна упаковка 1,5 л. Структура спроса со стороны бот- тлеров на определенные типоразмеры преформ отражена на рисунке 1. Сле- дует отметить, что преформы весом 42 г используются преимущественно в производстве бутылок емкостью 1,5 л, главным образом применяемых для розлива пива, безалкогольных на- ара Пластиковая т тов для пищевых продук им благодаря сво ам уникальным свойств ала сразу завоев лей признание потребите ые и внесла кардинальн ую изменения в упаковочн ая, отрасль. Легк ная экономичная, удоб вке в транспортиро ет ПЭТ-бутылка занима ное сегодня проч ние лидирующее положе ры на рынке та ов, для напитк чив обеспе ту полиэтилентерефтала пы высокие тем ия. роста потреблен ное Каково современ ого состояние российск ПЭТ рынка ий и каких изменен шие ждать в ближай зис годы, как повлиял кри ры на производство та е — из ПЭТ и спрос на не тье читайте в ста та нашего экспер УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЭТ Полиэтилентерефталат — синтетический линейный термопластичный полимер, принадлежащий к классу полиэфиров, продукт поликонденсации терефталевой кислоты и моноэтиленгликоля. Основные сферы применения ПЭТ — производство бутылок, пленок, волокон. Благодаря такой технической характеристике, как вязкость, он нашел широкое применение в первую очередь в качестве универсальной тары под напитки. Впервые полиэтилентерефталат был получен в 1941 году специалистами ком- пании British Calico Printers в виде синтетического волокна. Авторские права на использование нового материала были приобретены компаниями DuPont и ICI, в свою очередь продававшими лицензии на использование волокна из ПЭТ многим другим компаниям. До середины 60-х годов прошлого века ПЭТ использовали для создания текстиль- ных волокон, после стали применять при изготовлении упаковочной пленки, а в начале 70-х годов в компании DuPont появилась первая ПЭТ-бутылка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=