Plastics_3_2010
w w w . p l a s t i c s . r u 24 ТЕМА НОМЕРА /ОБЗОР П Л А С Т И К С № 3 ( 8 5 ) 2 0 1 0 питков и минеральной воды. Из 37- и 38-граммовых преформ производятся бутылки объемом 1 л для пищевых ма- сел и напитков. В течение года структура производ- ства типоразмеров может меняться в пределах 0,5-1,5 процента. Сегодня в ПЭТ-бутылки в России разливается свыше 40 процентов пива, 88 процентов минеральной воды и бо- лее 90 процентов растительного масла. Основные потребители полиэтилено- вых бутылок — производители мине- ральной воды и сладких газированных напитков (покупают 68 процентов всей продукции), пивоваренные компании (18 процентов), растительного масла (10 процентов). Остальное приходится на молочные продукты, соки, техниче- ские жидкости и косметику. При общем среднегодовом росте потребления ПЭТ-упаковки в России в 2006-2008 гг. на 12 процентов рост спроса со стороны разных групп по- требителей существенно отличается. Если для газированных напитков и рас- тительного масла годовой рост спроса составлял в среднем 5-7 процентов, то для рынка минеральной воды он оце- нивается в 17-18 процентов, пива — 15 процентов. В связи с отсутствием официаль- ной статистики оценка рынка ПЭТ- преформ и ПЭТ-бутылки у специали- стов разных аналитических компаний отличается. Например, по данным компании «Бизнес Аналитика», доля пива в ПЭТ-упаковке в общем объеме продаж в натуральном выражении в 2006 году составляла 43,5 процента, в 2007 году — 46,2 процента. В сегменте слабоалкогольных коктейлей эти по- казатели составляли 27,8 и 26,1 про- цента соответственно, а на рынке соков, который также потребляет ПЭТ- преформы, — 2,1 и 2,6 процента. Тем не менее расхождение в оценке, как правило, не превышает 3-8 процентов, что считается вполне допустимым при общей характеристике рынка. Производство и потребление ПЭТ Российский рынок ПЭТ характери- зуется превышением спроса над пред- ложением, значительным импортом, что обусловлено нехваткой собствен- ных мощностей. В 2008 году объем российского производства ПЭТ составил 190,4 тыс. тонн, что на 16,2 процента больше по сравнению с предыдущим годом (рис. 2). В то же время потребление ПЭТ, напротив, сократилось на 6,2 про- цента, с 573 до 537,7 тыс. тонн. Вслед за снижением спроса уменьшился им- порт: объем ввезенного в Россию ПЭТ сократился с 420,2 тыс. тонн в 2007 году до 360 тыс. тонн в 2008 году. Значительные темпы роста в про- шлом году показал экспорт россий- ского ПЭТ, почти двукратно увеличив- шись, однако в абсолютных величинах эта цифра по-прежнему весьма незна- чительна и составляет 6-12 тыс. тонн. Учитывая данные Федеральной тамо- женной службы России, касающиеся внешнеторговых операций с ПЭТ за первое полугодие 2009 года (импорт — 28,5 тыс. тонн; экспорт — 2,3 тыс. тонн), в 2009 году можно ожидать рез- кого снижения потребления ПЭТ (бо- лее чем на 30 процентов по сравнению с показателем 2008 года); при этом поч- ти в 4,5 раза сократится импорт. Динамика освоения новых мощно- стей по выпуску ПЭТ в России пред- ставлена на рисунке 3, из которого видно, что за последние 6 лет россий- ские мощности вслед за быстрорасту- щим спросом возросли почти в 6 раз. Однако на сегодняшний день дефицит продукта отечественного производства по-прежнему держится на высоком уровне. В России сейчас насчитывается три производителя ПЭТ: ОАО «Полиэф», ООО «Завод новых полимеров «Сенеж» и ОАО «Сибур-ПЭТФ». Их совокупные мощности достигают 300 тыс. тонн в год и в основном ориентированы на выпуск бутылочного ПЭТ, который пользуется наибольшим спросом в России. ОАО «Полиэф» — единственный в России производитель ПЭТ, распола- гающий собственным производством терефталевой кислоты мощностью 230 тыс. тонн в год. Предприятие об- ладает двумя линиями по выпуску ПЭТ мощностью по 60 тыс. тонн в год. По- лиэтилентерефталат поставляется на внутренний рынок, где доля компании составляет 40 процентов. В рамках ин- 600 500 400 300 200 100 0 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Рисунок 2. Динамика видимого потребления ПЭТ в 2003-2009 гг., тыс. тонн (источник: 2003-2007 гг. — данные ЗАО «Креон»; 2008-2009 гг. — оценка ООО «Инфомайн» на основе данных ФТС РФ) Производство Импорт Экспорт Рисунок 1. Структура производства ПЭТ-преформ по типоразмерам, % (источник — ООО «Инфомайн» с использованием данных компании «Мастер-Групп») Преформы (в основном 42-граммовые) для 1,5-литровых бутылок 24-граммовые преформы для бутылок емкостью 0,5 и 0,7 л Преформы массой 52 г для двухлитровых бутылок 30-граммовые преформы 37- и 38-граммовые преформы для литровых бутылок Крупные 94-граммовые преформы для 5-литровых бутылок 59 1 4 6 10 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=