Plastics_3_2014

СПЕЦТЕМА/ ФОРМОВАНИЕ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ П Л А С Т И К С № 3 ( 1 3 2 ) 2 0 1 4 w w w . p l a s t i c s . r u 66 ливание избыточного давления из изделия (или разгрузка). Машинное время и сухой цикл Все, кто когда-либо изучал специфика- ции экструзионно-выдувных машин, стал- кивались с таким параметром, как «сухой цикл». Технически сухой цикл — это сумма минимальных времен, необходимых машине, чтобы последовательно выполнить пять вы- шеописанных операций, составляющих ма- шинное время. И вот здесь нужно отметить различие между понятиями «сухой цикл» и «машинное время» в реальном производстве. В теории мы говорим об одном и том же вре- мени, но значение сухого цикла, указываемое в каталогах и предложениях производителей выдувного оборудования, почти в каждом случае будет меньше, чем фактическое ма- шинное время, полученное на заводе. По- пулярной ошибкой (встречавшейся автору статьи и в информации, предоставляемой крупными международными упаковочными корпорациями) является расчет общей про- изводительности, базирующийся на каталож- ном значении сухого цикла. Это различие возникает по двум основ- ным причинам. Во-первых, разные про- изводители выдувных машин по-разному считают сухой цикл. Так, кто-то честно за- пускает машину без материала с обнулен- ными задержками и замеряет временные результаты в течение часа. Кто-то измеряет отдельно каждое движение на максималь- ной скорости, а потом на калькуляторе по- лучает сумму для сухого цикла. Проблема такого расчета в том, что иногда машина может повторить сумму этих времен лишь на протяжении нескольких циклов, а за- тем… кончается заряд гидроаккумулято- ра. Встречаются и производители (кстати, лично подтверждавшие данный факт автору статьи), указывающие сухой цикл без вре- мени подвода выдувного дорна. Во-вторых, технологическая настройка экструзионно-выдувного процесса в пода- вляющем большинстве случаев просто не позволяет стабильно работать с нулевыми задержками перед началом каждого движе- ния и немногим реже не позволяет работать со скоростями исполнительных механизмов, выставленными на 100%. В особенности это проявляется при производстве такого рас- пространенного выдувного изделия, как канистра с утопленной ручкой (еврокани- стра). При раскрытии пресс-формы и из- влечении из нее евроканистры необходимо четко регулировать скорость раскрытия, в противном случае могут происходить де- формации изделия и/или другие неприятные последствия, вплоть до преждевременного соскальзывания изделия с выдувного дорна. При смыкании пресс-формы скорость также не должна быть избыточной, иначе можно получить неправильное складывание рукава в критических местах канистры, что приво- дит к ненужным утолщениям, или просла- бленным зонам, или даже дырам на дне или под ручкой. Слишком быстрый подвод выдувного дорна при производстве евроканистры также невозможен: выдувной дорн должен сначала приблизиться к закрытой форме и немного раскрыть экструзионный рукав воздухом, и только потом полностью зайти в пресс- форму. Рукав после смыкания полуформ имеет тенденцию заваливаться внутрь или в сторону какой-то из своих частей (или пол- ностью), и без аккуратного предваритель- ного раскрытия выдувной дорн только «за- гонит» завалившийся фрагмент еще глубже в изделие, неминуемо приводя к браку или затруднению при удалении облоя. Описанные (а также иные, здесь не опи- санные) нюансы в разной степени проявля- ются и при производстве других выдувных изделий, однако на евроканистрах их можно заметить особенно явно. Ускоряем машинное время Понятно, что скорости исполнитель- ных механизмов должны быть выставлены на максимум, но в рамках технологических ограничений, о которых мы говорили выше. Задержки между операциями настраивают- ся аналогично. Везде нулевыми они быть не могут по похожим причинам, технологиче- ским и техническим. При слишком коротких задержках между перемещениями в машине могут возникать вибрации, и это можно на- звать исключительно технической причиной. После обрубки массивного верхнего облоя (конечно, при определенном дизайне изде- лия и при определенной конструкции узла вырубки) ему нужно какое-то время, чтобы упасть — если каретка начнет перемещение обратно под головку раньше, то облой мо- жет застрять в подвижных частях машины и нарушить процесс — и это яркий пример технологической причины. В конечном итоге скоростии задержки должныбыть подогнаны таким образом, чтобы соблюдать баланс: не тратить время на холостые микропростои, но и не дергать машину, нарушая стабильность процесса и качества изделия. И в любом слу- чае полученное после всех этих оптимизаций машинное время будет больше, чем сухой цикл машины, заявленный в каталоге. Фото Messe Duesseldorf

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=