Plastics_3_2018

СООБЩЕСТВО П Л А С Т И К С № 3 ( 1 7 6 ) 2 0 1 8 w w w . p l a s t i c s . r u 71 В структуре импорта наи- большая доля, 47%, при- шлась на полиолы для жест- ких пен; на полиолы для эластичных пен — 36%. В импорте простых полиэфи- ров 90% составляют базовые полиолы, остальное — ком- позиции полиолов специ- ального назначения. Объемы потребления полиолов в России по ито- гам 2017 года увеличились примерно на 10% и достиг- ли 166 тыс. т. Рост отмечен впервые за последние че- тыре года, до этого цифра стабильно была на уровне 150 тыс. т. Аналитик отме- тил, что рост произошел за счет увеличения импорта, доля которого составила 52%. Единственным крупно- тоннажным производителем полиолов в России был и остается «НКНХ»—его доля поставок на отечественный рынок больше, чем у Dow, Covestro и Huntsman вместе взятых (47%). Доля прочих российских изготовителей в 2017 году составила всего 6%. Эксперт отметил, что в прошлом году существен- но укрепила свои позиции китайская Wanhua — ее по- ставки на российский ры- нок выросли в два раза, до 7 тыс. т. Далее участники конфе- ренции перешли к изоциа- натам. По итогам 2017 года их импорт в РФ вырос на 10% и достиг 168,5 тыс. т. Как рассказала Мария Ду- бинина, ведущий аналитик группы CREON, это прои- зошло на фоне стагнации в предыдущие несколько лет. Увеличение импорта объ- ясняется ростом поставок метилендифенилдиизоци- аната (МДИ) на 15%. Такая стремительная динамика в сегменте МДИ несколько сгладила 3-процентное па- дение в секторе толуилен- диизоцианата (ТДИ). Крупнейшим импорте- ром изоцианатов остает- ся Dow Izolan — 42 тыс. т. Снижение, притом суще- ственное, показал «Эла- стокам» — 29%. Другие же потребители — Huntsman, Covestro, BASF — увеличи- ли закупки. Тенденция роста поста- вок заметна и у крупных дистрибьюторов сырья для ПУ-систем, таких как «Траст-Норд» и «Вальтер Хеми» (10 и 1,5% соответ- ственно). Отдельно Мария Дуби- нина остановилась на теме цен. По ее словам, в тече- ние 2017 года они не просто выросли, а рванули вверх, причина этого — снижение предложения изоциана- тов на мировых рынках в условиях растущего спро- са. Средняя импортная го- довая цена в долларах на МДИ поднялась на 40%, на ТДИ — на 59% (по срав- нению с 2016 годом). Для российских покупателей это повышение быть чуть меньшим за счет укрепле- ния рубля. Что касается сфер при- менения полиуретанов в России, одним из самых быстрорастущих является сегмент холодильной техни- ки. В ЕАЭС сейчас работает 12 локальных изготовителей холодильников, сообщил руководитель производ- ственной секции Ассоциа- ции «РАТЭК» Вадим Сере- бро. По итогам 2017 года они выпустили 3,5 млн единиц продукции и работали с за- грузкой мощностей 58%. Потребление полиолов при этом составило 9,8 тыс. т. Если же загрузка будет по- вышена до 100%, то будет необходима еще минимум 1 тыс. т полиолов. Андрей Попов, прези- дент Ассоциации произво- дителей напыляемого ППУ, сообщил, что по итогам 2017 года объем рынка на- пыляемого ППУ в России составил 7,9 тыс. т, что на 8% ниже показателя преды- дущего года. Это составляет около 0,6% от общего рынка теплоизоляционных мате- риалов в РФ. Тему теплоизоляции про- должил исполнительный директор НАППАН Алек- сей Горохов. На протяже- нии последних нескольких лет рынок сэндвич-панелей сокращается, и прошлый год не стал исключением: в 2017 году снижение состави- ло 5%, до 7,5 млн м 2 . Однако в 2018 году эксперты ожида- ют роста на 10%. При этом рынок теплоизоляционных плит из пенополиизоциану- рата (PIR) сегодня является локомотивом развития по- лиуретанов в строительстве. К драйверам роста по- требления полиуретанов относится строительный сектор, в частности тепло- изоляционные PIR-плиты. PIR — это разновидность полиуретановой пены, об- ладающая уникальными ха- рактеристиками: рекордно низкой теплопроводностью и высокой пожаробезопас- ностью. Одним из крупней- ших российских произво- дителей PIR-плит является корпорация «ТехноНиколь». Предприятие мощностью 10 млн м 2 запущено в Ряза- ни в 2015 году. По мнению руководителя подразделе- ния «Полимерные мембра- ны и PIR» Евгения Спиря- кова, данный продукт имеет все шансы занять в России долю, аналогичную евро- пейской, — 28,5% в общем объеме теплоизоляции, осо- бенно на плоских кровлях. Так, в 2017 году количество объектов в РФ с применени- ем PIR-плит на кровле уве- личилось втрое. Также PIR активно занимает свое ме- сто в производстве сэндвич- панелей. Если в прошлом году наибольшая доля (64%) пришлась на панели на основе каменной ваты, а ПУ-панели заняли 30%рын- ка, то к 2025 году прогнози- руется, что полиуретановые панели станут популярнее среди потребителей — их доля достигнет 50%. В связи с этим, соответ- ственно, увеличится потреб- ность в МДИ — с нынеш- них 20 тыс. т до более чем 100 тыс. т к 2030 году. Столь значительный прирост бу- дет обусловлен увеличением производства строительных решений на основе ПУ, в том числе PIR-плит с гибкой обкладкой. По прогнозу эксперта, объем рынка ППУ в России в целом в нынешнем году увеличится до 1,2 млн м 3 , в то время как в прошлом он составлял 0,98 млн м 3 . Ожи- дается, что рост продолжит- ся, и к 2025 году цифра до- стигнет 5,95 млн м 3 .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=