Plastics_3_2022

ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 3 ( 2 2 0 ) 2 0 2 2 w w w . p l a s t i c s . r u 40 желать лучшего. Стаканчики были нена- дежными: быстро промокали, по краям донышка напиток просачивался, и, если это был горячий чай или кофе, можно было обжечь руки. Конечно, советские граждане были знакомы и с пластиковыми стаканчика- ми. Но они поставлялись из-за рубежа. У коллекционеров сохранились пластико- вые стаканчики, которые продавались во время знаменитой московской Олимпиа- ды 1980 года. Это вообще редкая вещь того периода. Но она дважды ценна с точ- ки зрения истории одноразовой посуды, потому что это пластиковые стаканчики с нанесенным полиграфическим способом рисунком (эмблемой Олимпиады-80) и логотипом ее спонсора — компании Coca-Cola. Это действительно уникаль- ное решение. Пластмассовые одноразо- вые чашечки бывают с надписью в одно- два слова, но одноразовые стаканчики с многоцветной печатью — нет. Возникновение и упорядочивание рынка После 1985 года ситуация с одно- разовой посудой в нашей стране стала меняться: появился спрос, хоть и неста- бильный и скорее хаотичный. За каче- ством одноразовых изделий никто осо- бенно не следил, поскольку этот сегмент продукции всерьез не воспринимался. Спрос на одноразовую посуду, в том числе пластиковую, был простимулиро- ван не только появлением так называе- мых кооперативных (это был прообраз частного бизнеса, возникший в конце 1980-х годов) точек общепита, в том числе киосков и палаток, но и тем фак- том, что стоимость такой одноразовой посуды можно было включить в себесто- имость общепитовского обслуживания. Правда, с целью экономии и получения дополнительного неучтенного дохода в некоторых заведениях использованную одноразовую посуду мыли и повторно пускали в оборот. Практически весь спрос на одноразо- вую посуду в нашей стране в тот период удовлетворялся за счет импорта. С переходом в начале 1990-х годов к новому экономическому укладу у нас появилось большое число частных ком- паний, активно занимавшихся импортом одноразовой пластиковой посуды — в основном итальянской, немецкой, фин- ской. В 1993-1994 годах отечественный рынок в этом сегменте рос непрерывно и с огромной скоростью. Поэтому те из российских предпринимателей, кто отважился в этот период заняться фор- мовочным производством одноразовых тарелок и стаканов, получали фантасти- ческую прибыль, ведь отпускная оптовая цена изделий из ассортимента одно- разовой посуды в 10 раз превышала их себестоимость. Бизнесмены понимали, что ключевым условием успешного выпуска одноразо- вой посуды является наличие импортного оборудования. Однако цена новых ма- шин была чрезвычайно высока для пред- принимателей того периода, поэтому в нашу страну потоком хлынули бывшие в употреблении установки, отработавшие уже лет по 8-10 на солидных европей- ских предприятиях. И еще до того вре- мени, когда Россию наводнили аппараты китайского производства, изготовлением пластиковой одноразовой посуды заня- лось так много народу, что рентабель- ность в данном сегменте упала в разы, Одноразовые картонные тарелки производства СССР (конец 1970-х — начало 1980-х годов) Пластиковые одноразовые стаканчики времен московской Олимпиады-80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=