Plastics_3_2022

ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 3 ( 2 2 0 ) 2 0 2 2 w w w . p l a s t i c s . r u 41 сократившись до разумного уровня. Отечественный рынок одноразовой по- суды на фоне продолжающегося роста стал постепенно приобретать черты упо- рядоченности. Постепенно спрос на одноразовую по- суду в нашей стране достиг такого объ- ема, что ее изготовление стало представ- лять интерес для предприятий достаточно крупных. Именно тогда отечественная отрасль переработки полимеров начала всерьез воспринимать сегмент одноразо- вой посуды. Появился первый крупный за- вод, специализировавшийся на выпуске посуды, — «Диапазон» в Подмосковье. Поговаривают, что он был построен на средства, добытые в период сложных 90-х годов не совсем законным способом. Сложно сейчас говорить об источниках финансирования этого предприятия, ко- торое, независимо от нюансов его воз- никновения, работало хорошо, выпускало приличный ассортимент изделий и давало хорошую прибыль. Завод внезапно сго- рел в самом начале нулевых. Были ли то происки конкурентов, разборки бывших соратников или нарушение техники без- опасности, установить не удалось. Тем не менее нельзя не признать, что существо- вание «Диапазона» стало вехой в разви- тии отечественного рынка одноразовой посуды. Заслуга данного завода в том, что на практике было установлено: выпускать одноразовую посуду выгодно, а масшта- бы спроса на нее позволяют изготавли- вать тарелочки и стаканчики в массовых количествах. Начиная с этого времени производство одноразовой пластиковой посуды в нашей стране приобрело про- мышленные масштабы. Мировые стандарты качества С середины 1990-х годов изготовле- ние такой посуды в нашей стране стало соответствовать стандартам качества, аналогичным для данной продукции, вы- пускаемой в Европе и США. Постепенно сектор производства одноразовой пластиковой посуды стал распадаться на два основных техноло- гических подсегмента: изделия, изго- тавливаемые путем термоформования, и ассортимент, выпускаемый методом литья под давлением. Термоформовка— это сегмент недоро- гой массовой продукции, что неудивитель- но, ведь современная формовочная линия может выпускать несколько десятков мил- лионов одноразовых стаканчиков в месяц. ХьюМур в прошлом веке вряд ли пред- ставлял себе такие масштабы произ- водства для своих чашек Дикси. Технология ли- тья сформировала свой сегмент — од- норазовую посуду премиум-класса, как бы странно эти ни звучало по отно- шению к посуде од- норазового исполь- зования. Речь идет о бокалах, фужерах, рюмках, кофейных чашках с ручкой и столовых приборах, ко- торые не гнутся, втыкаясь всего-навсего в сосиску, элегантно выглядят в руках, и их приятно использовать. За прошедшие четверть века в данном премиум-секторе наблюдалось несколько всплесков актив- ности, когда темпы его развития опере- жали динамику в массовом сегменте. И такие всплески почти всегда совпадали с ростом доходов граждан. В настоящий момент любой покупатель может найти по своему вкусу необходимый ассорти- мент одноразовой пластиковой посуды в широком ценовом диапазоне и соот- ветствующего цене качества. Окидывая ретроспективным взглядом историю полимерного стаканчика, сто- ит отметить, что одноразовая посуда не просто тонкая тарелочка, на которой вам подадут сосиску и булочку в ближайшем ларьке. Она стала культурологическим явлением и компонентом так называе- мой одноразовой культуры. Можно бес- конечно спорить о том, наносит ли «одно- разовая культура» ущерб человеческому обществу и экологии. Однако нельзя не признать, что одноразовая посуда, появившись в прошлом веке, позволила предотвратить распространение болез- ней и сократила вероятность преждевре- менной смерти. Кстати, стаканчики и та- релочки до сих пор успешно справляются с данной задачей. Многими осуждаемая сегодня «одно- разовая культура» — способ защиты че- ловеческой цивилизации от болезней, путь сохранения популяции. А правиль- ный оборот отработавших свое изделий из пластмасс — это совершенно другой вопрос. Очень важный, но другой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=