Plastics_3_2024

П Л А С Т И К С № 3 ( 2 4 2 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 29 ТЕМА НОМЕРА/ ВТОРИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА производственных циклов. — Вторичная переработка создает определенные сложности, потому что, как нетрудно догадаться, если что-то перемешалось, разделить это обратно будет довольно затруднительно». ПЭТ-бутылки для создания текстиля Полиэтилентерефталат (ПЭТ), идущий на изготовление бутылок, является источ- ником более гомогенного восстановлен- ного пластика, вследствие чего активно используется компанией Audi. rПЭТ в комбинации с отходами производства в виде обрезков ткани используется для создания Kaskade — нового синтетиче- ского материала, который отличается мягкой поверхностью и трехмерной текстурой, схожей с натуральными во- локнами, например, такими как шерсть. Новинку невозможно изготовить из од- ного только рециклята. Тем не менее, по словам Кристины Майер из подразде- ления Audi Design, немецкая компания стремится к максимальному увеличению его доли в композиции. «Мы стараемся использовать как можно меньше пер- вичного полиэфира, насколько это тех- нически допустимо. В результате полу- чается ткань, напоминающая шерсть и натуральные волокна и очень приятная на ощупь», — заявляет Кристина Майер. Остатки ткани поступают с завода, выпускающего автомобильные комплек- тующие. Соответственно, они уже счита- ются материалом, предназначенным для автомобилестроения. На предприятии Audi эти отходы сортируются по цвету (на белые и черные), а затем используются для создания композиции антрацитово- го оттенка, которая не требует дополни- тельного окрашивания. «Таким образом, мы исключаем из производственного процесса еще одну химическую опера- цию, что идет окружающей среде только на пользу», — уверена Кристина Майер. В компании Audi заявили о своем стремлении закупать хорошо отсорти- рованные отходы ПЭТ-материала, ко- торые уже являются достаточно чистыми для того, чтобы путем дополнительной переработки обеспечить отсутствие в полимере малейших примесей. В против- ном случае волокно получилось бы не- гомогенным, что потенциально могло бы сделать ткань непривлекательной. Пре- имущество rПЭТ заключается также и в его широкой доступности, что является очень важным аргументом для отрасли, до сих пор преследуемой проблемами, связанными со снабжением. Ковровый настил из вторичного ПА Материал Kaskade, идущий на обивку сидений, представляет собой комбинацию обрезков ткани (15%), ПЭТ-рециклята (35%) и первичного по- лиэфира (50%). «Мы провели множество испытаний для того, чтобы выяснить, на- сколько можно увеличить содержание вторичных материалов без риска ис- портить внешний вид ткани», — объясняет Кристина Майер. Компания Audi начала изготавливать обивочную ткань с использованием вос- становленных материалов для своей мо- дели А3 четвертого поколения. В ней со- держится 89% рециклята. Для того чтобы декорировать сиденья одного автомобиля, требуется переработать 45 ПЭТ-бутылок объемом 1,5 л. Еще 62 бутылки уходят на изготовление коврового настила. Ковровый настил и напольные коври- ки для модели Audi e-tron GT изготавли- ваются из материала Econyl, на 100% состоящего из вторичных нейлоновых волокон (ПА), полученных путем пере- работки производственных отходов, об- резков ткани и ковролина или же старых рыболовных сетей. В немецкой компании признают, что одним из серьезнейших препятствий, ле- жащих на пути, ведущем к построению экономики замкнутого цикла, является тот факт, что рециклят стоит дороже первички. При этом уровень энерго- потребления в любом случае остается практически одинаковым. Пряжки ремней безопасности, используемых в модели Audi Q8 e-tron EV, производят из пластика, извлеченного из компонентов разбитых автомобилей Audi Материалы, полученные в результате переработки отходов, можно перекомбинировать для того, чтобы получить новый текстиль и соткать из него обивку для сидений

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=