Plastics_3_2024

П Л А С Т И К С № 3 ( 2 4 2 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 32 ТЕМА НОМЕРА/ ВТОРИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА океане и в Аравийском море компани- ей DSM Engineering Materials. Будущее вторсырье отмывается от соли, сушится и экструдируется в гранулы. Затем по- ставщик Ford — фирма HellermannTyton перерабатывает их в фиксаторы нужной формы методом литья под давлением. Битва за качество Дебби Мивлески, ведущий специа- лист по устойчивому развитию из компа- нии Ford, хорошо помнит, что изначально проект по разработке и внедрению тех- нологий, необходимых для повторного применения «океанического» пластика, предложенный исследовательской ла- бораторией автогиганта, был встречен с заметным скепсисом. По ее словам, люди не любят что-то менять, им проще сразу сказать, что у вас ничего не выйдет. Предубеждение против использова- ния рециклята, полученного путем пере- работки отходов, извлеченных из океа- на, опиралось на следующий аргумент: воздействие соленой воды и солнечной радиации делает пластик ни на что не годным. «Скептики утверждали, что в таких условиях полимер полностью де- градирует», — припоминает Дебби Мивлески. К счастью, она владеет язы- ком долларов и центов, к которому все всегда прислушиваются. Дебби упирала на то, рабочий цикл будет сокращен и, соответственно, повысится скорость из- готовления деталей, что позволит добить- ся серьезной экономии электроэнергии, а не только очистки морей от пластика. В ходе первоначальных эксперимен- тов прототипы будущего изделия вы- держали очень жесткое испытание на термическую усталость, а вот тест на морозостойкость был провален — об- разцы стали хрупкими и растрескались. «Мы провели переговоры с поставщика- ми, они внесли изменения в рецептуру материала, и теперь он соответствует всем нашим требованиям», — делится информацией Альпер Кызылташ. По словам Анисии Петерман, отве- чающей в компании HellermannTyton за продукцию автомобильного назначения, на самом деле все было куда сложнее: «Подобные разработки, связанные с подбором нужного состава полимера, даются очень непросто. Вот почему мы так горды тем, что, работая совместно с компанией Ford, сумели создать уникаль- ное решение, которое поможет сделать океаны чище и безопасней». Изначально использовался первичный материал ПА-66, при этом восстановлен- ный пластик относится к типу ПА-6. Ком- пания Ai Engineering Plastics & Laminates — поставщик сырья, зарегистрированный в городе Манчестер (Англия), — отмечает, что указанные материалы похожи, но все же не являются идентичными. Цифры по- сле названия описывают тип и количество полимерных цепей в их химической струк- туре. По словам специалистов компании, к сходным свойствам двух полимеров от- носятся следующие: — высокая сопротивляемость меха- ническому урону, жесткость, твердость и прочность; — хорошая стойкость к усталостным нагрузкам; — способность демпфировать меха- ническое воздействие; — хорошие антифрикционные свой- ства; — отличная сопротивляемость износу; — хорошие электроизоляционные ха- рактеристики; — хорошая сопротивляемость высоко- энергетическому излучению; — хорошая пригодность для механи- ческой обработки. Расхождения в свойствах объясняются отличиями в химической структуре. ПА-6 изготавливается из одного мономера, у которого имеется шесть атомов углеро- да, в то время как ПА-66 является про- изводным двух мономеров, у каждого из которых есть шесть атомов углерода, чем и объясняется наличие двух шестерок в его названии. Преодоление указанных различий, а также определенной инерции, свой- ственной крупным компаниям, стало на- стоящей наградой для разработчиков, которым нередко случается полностью выкладываться, трудясь над проектами, которые в конечном итоге заканчиваются ничем. «Большая часть того, что попада- ет в исследовательскую лабораторию, так и не заработает, — объясняет Деб- би Мивлески. — К счастью, извлечение пластика из океана оказалось выгодным и для компании Ford, и для окружающей среды. Раньше или позже, но мы съедим этого слона целиком, начав с вот этого пятиграммового кусочка, и мы построим долгожданную экономику замкнутого цикла, в рамках которой использован- ные материалы повторно пускаются в дело, а не выбрасываются, превращаясь тем самым в мусор». Фиксатор для проводки, используемый в модели Ford Bronco Sport, формуется из переработанного пластика, извлеченного из океана

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=