Plastics_3_2025
П Л А С Т И К С № 3 ( 2 5 4 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 14 ТЕМА НОМЕРА/ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕЦИКЛИНГА «Чипсы», «Попкорн», «Сухарики», «Куку - рузные палочки», «Крупы и сыпучие про - дукты», «Макаронные изделия», «Сухие завтраки», «Хлебобулочные изделия», «Замороженная продукция», «Мороже - ное», «Сухие корма для животных», «Упа - ковка от непродовольственных товаров (в том числе индивидуальная упаковка и оберточная пленка)», «Упаковка от туа - летной бумаги и бумажных полотенец», «Упаковка от средств личной гигиены», «Упаковка от подгузников», «Стиральный порошок», «Пакеты и прочая небренди - рованная упаковка». Категории были от - несены к целевым по критерию наиболее часто встречающихся в данных товарах типов полимеров и их комбинаций: со - стоящие из полиэтилена, полипропиле - на или их комбинаций; маркированные цифровыми и буквенными обозначениями 4 (LDPE, PE), 5 (PP, C/PP, С/LDPE); не со - держащие бумагу, алюминиевую фольгу, ПЭТ и прочие включения, не совместимые в процессе механического рециклинга с материалами полиолефиновой группы (ПЭНД, ПП). Под нецелевым типом отходов пони - мались отходы упаковки со следующими свойствами: возникшие после использо - вания и утраты потребительских свойств (сегмент Post-consumer) товаров повсед - невного спроса наиболее распростра - ненных категорий («Кофе, чай, какао», «Детское питание», «Влажные корма для животных», «Соусы», «Специи», «Се - мечки», «Влажные салфетки»), упаковка формата дой-пак и пауч. Категории были отнесены к нецелевым по критерию наи - более часто встречающихся в упаковке этих товаров типов полимеров и их ком - бинаций: маркированные цифровыми и буквенными обозначениями 90 C/PP, 90 C/ LDPE, 81 C/PAP, 84 C/PAP; содержа - щие бумагу, алюминиевую фольгу, ПЭТ и прочие включения, не совместимые в процессе механического рециклинга с материалами полиолефиновой группы (ПЭНД, ПП). Поскольку целью проекта среди про - чего являлась оценка возможностей мас - штабирования сбора на всей территории страны, география проекта фактически была ничем не ограничена. Вместе с тем из соображений оптимизации логистики основные процессы сбора были скон - центрированы в Центральном, Северо- Западном и Приволжском федеральных округах. Этапы сбора были осуществле - ны в городах Москва, Санкт-Петербург, Истра (Московская область), Энгельс (Саратовская область), Балаково (Сара - товская область), Губкин (Белгородская область), Самара (Самарская область). Этапы обработки и переработки — в Тве - ри (Тверская область). Одной из задач проекта являлась оценка возможностей и особенностей сбора отходов гибкой пластиковой упа - ковки с использованием различных кана - лов сбора. В качестве основных каналов были выбраны мусоросортировочные комплексы (два автоматизированных и два ручных), экосервисы и пункты РСО (три основных объекта и один дополни - тельный), специализированный сбор на территории торговых объектов ретейл (две торговые сети, десять и четыре точки сбора соответственно). Наблюдения и рекомендации Проведенные эксперименты по сбо - ру, морфологическому анализу и до - сортировке отходов упаковки, а также анализ упаковки продукции компаний — участников проекта, представленной на российском рынке, показали высокую неоднородность гибких упаковочных решений. Несмотря на то, что по оцен - кам около 80% упаковки товаров FMCG представлено в виде монорешений, боль - шое число упаковки популярных у насе - ления продуктов (например, чай и кофе, корма для домашних животных, семечки, соусы) упаковывается в многослойные структуры. Зачастую даже аналогичные товары разных производителей упако - вываются в разные типы материалов: у одного производителя это монострукту - ра, у другого (согласно маркировке) — многослойный материал (например, чип - сы — маркировка 5PP и 92, кукурузные хлопья — маркировка 5PP и C/LDPE). Кажущееся разнообразие материа - лов усложняет принятие потребителем решения о том, что делать с отходами упаковки и как эффективнее отбирать упаковку на сортировочных мощностях. Среди рекомендаций, направленных на достижение обозначенных выше целей, можно выделить следующие: — переход на моноструктуры везде, где это возможно, без ущерба сохран - ности продукта. Уже сегодня на рынке присутствуют монорешения даже для stand-up паучей, которые могут стать аль - тернативой такой упаковке из нескольких слоев, используемой, например, только в маркетинговых целях; В рамках проекта EcoPartners исследовалась возможность переработки отходов упаковки, возникших после использования или утраты потребительских свойств
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=