Plastics_3_2025
П Л А С Т И К С № 3 ( 2 5 4 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 15 ТЕМА НОМЕРА/ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕЦИКЛИНГА — унификация основных материалов упаковки для одинаковых категорий про - дукции путем распространения через отраслевые ассоциации ведущими това - ропроизводителями идей по использо - ванию наилучших доступных технологий производства упаковки и необходимости унификации ее состава. Дополнительными стимулами пере - хода на более простые структуры, веро - ятно, станут изменения в законодатель - стве РФ, отражающие новую концепцию РОП, включающую мероприятия по снижению объемов трудноперераба - тываемой упаковки; а также использо - вание европейских рекомендаций по созданию упаковки (предпочтительное использование адгезивов, красок), при - годной к последующей переработке (Designed for Recycling). Важным наблюдением с точки зрения потребителя является также то, что раз - мещаемая в соответствии с законодатель - ством ЕАЭС экологическая маркировка в виде петли Мебиуса и цифрового и/ или буквенного обозначения материала упаковки во многих случаях не несет ин - формационной ясности, необходимой и достаточной для принятия потребителем решения в отношении упаковки. Так, были отмечены следующие проблемы в отноше - нии экологической маркировки: — наличие разной маркировки на ви - зуально одинаковой упаковке для иден - тичных товаров (например, картофельные чипсы—маркировка 5 PP и 92 без буквен - ного обозначения); — нанесение маркировки C/PP, C/ LDPE, C/HDPE, C/PET без цифровых обо - значений, без подробной информации о содержании слоев (в частности, для мар - кировки C/PP с цифровым обозначением 90 было бы понятно, что в составе струк - туры содержится алюминий); — указание маркировки 7 без под - робной информации о содержании слоев; — размещение маркировки свобод - ными номерами (8, 93) без подробной информации о содержании слоев; — ограничение возможности полу - чения дополнительной информации об упаковке у производителя (нет понима - ния, куда обращаться с вопросом об упаковке). Анализ данной информации помогает сформулировать рекомендации, направ - ленные на минимизацию влияния на ры - нок обозначенных проблем и достижение максимизации сбора целевой фракции. 1) Необходим аудит корректности маркировок, наносимых производителя - ми на текущие упаковочные структуры. Затем нужна унификация маркировки упаковки одинакового состава, в осо - бенности для одинаковых категорий продукции путем распространения веду - щими товаропроизводителями «лучших практик» через отраслевые ассоциации. 2) Нужно создать каналы коммуника - ции с потребителем, касающиеся вопро - сов состава упаковки и нанести на упа - ковку соответствующую дополнительную информацию (к примеру, QR-коды, веду - щие на страницу с подробным составом, соцсети, горячие линии). Впоследствии, с развитием рынка сбора и переработки гибкой пластиковой упаковки, предлага - ется в качестве одной из возможных оп - ций дополнительно наносить на упаковку информацию о способе утилизации упа - ковки. Например, QR-код со ссылкой на карту точек сбора, готовых принять кон - кретный вид упаковки с целью рециклин - га. Данная мера потребует дополнитель - ной проработки с точки зрения создания новой карты или внесения соответствую - щих обновлений в публичные карты типа Recyclemap, «Полезный город», а также поддержания в актуальном состоянии перечня точек. Однако это будет спо - собствовать повышению собираемости отходов гибкой пластиковой упаковки за счет большого информационного охвата и доверия потребителей к подобным ре - сурсам. В то же время товаропроизво - дителям, использующим по тем или иным причинам упаковку, не принимаемую на переработку, необходимо быть готовыми к указанию на ней (или на ресурсе, на который будет вести QR-код на упаковке) соответствующей информации. Результаты пилотного проекта Реализация пилотного проекта выяви - ла проблемы, которые необходимо ре - шать для развития сектора переработки гибкой упаковки. Хотя до 80% упаковки товаров сфе - ры FMCG представляет собой так на - зываемые монорешения, однако в ряде популярных категорий пока наиболее распространенной является многослой - ная упаковка. Даже аналогичные товары разных производителей упаковываются в ма - териалы разного типа: у одного произ - водителя это моноструктура, у другого (согласно маркировке) — многослойный Наблюдения за собираемостью отходов гибкой упаковки велись на мусоросортировочных комплексах, в экосервисах и пунктах РСО, на территории торговых объектов ретейл
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=