Plastics_3_2025
П Л А С Т И К С № 3 ( 2 5 4 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 33 СПЕЦТЕМА/ ПОЛИМЕРЫ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ «Королем пластмасс» в автомобиле - строении остается полипропилен: доля производных ПП достигает 32% среди всех автопластиков. Меняя молекуляр - ную структуру этого полимера, можно получать материалы с широким спек - тром свойств: от эластичных резинок до высокопрочных полимерных изделий (табл. 1). Полипропилен необходим для соз - дания деталей интерьера и экстерьера, таких как обшивка салона, приборные панели, бамперы. При невысокой плотно - сти полипропилен обладает достаточной прочностью, нулевой водопроницаемо - стью, устойчивостью к ударным нагрузкам и высокой теплостойкостью, что позволяет применять его даже для создания элемен - тов подкапотного пространства, таких как трудногорючие гофрированные трубки и даже впускные коллекторы, а также под - крылков и других элементов. Полиэтилен чаще всего применяется в производстве бензобаков и других ем - костей, элементов систем кондициони - рования, пленок, защитных покрытий и элементов салона. Специалисты «СИБУРа», изучая опыт иностранных автопроизводителей, ищут пути замещения труднодоступных инже - нерных пластиков специальными марка - ми ПП, а также разрабатывают техноло - гии производства стеклоармированных полипропиленов, способных заменить металлы и конструкционные термопла - сты. Не снимаются с повестки и востре - бованные в автомобильной индустрии полипропиленовые материалы с высокой эластичностью и прозрачностью. Между тем дизайнеры уже подсказывают новые подходы к оформлению салонов машин с использованием вспененного полипро - пилена. Уход от зависимости К 2022 году большинство россий - ских автопроизводителей оказались зависимы от западных технологий и продуктовых стратегий, в том числе и в плане применения полимеров. В Рос - сии действовали общие спецификации и единая система аккредитованных ла - бораторий, закупались европейские материалы. После введения санкций Показатели ПП блок сополимер HCPP ПП блок R-TPO (панели дверные) Минералонаполненный ПП-компаунд (бампер) Армированный стекловолокном ПП СВ 40 (жесткие элементы) ПТР, г/10 мин 30 25 35 2,5 Плотность, г/см 3 0,90 0,90 1,00 1,23 Модуль упругости при изгибе, МПа 1500 1000 1700 9000 Ударная вязкость по Изоду при +23°С, кДж/м 2 8 40 40 12 Ударная вязкость по Изоду при -20°С, кДж/м 2 3 8 8-10 12 Коэффициент линейного термического расширения (CLTE), cm/(cm·°C) 15×10Е-5 12×10Е-5 8×10Е-5 2,5×10Е-5 Деформационная теплостойкость (HDT) при 0,45 МПа, °С 100 80 100 160 Таблица 1. Широкая гамма свойств различных ПП-компаундов Рисунок 2. Изделия на основе ПП и ПЭ для интерьера и экстерьера автомобиля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=