Plastics_4_2016
w w w . p l a s t i c s . r u 38 СПЕЦТЕМА/ КОМПАУНДИРОВАНИЕ И РЕЦИКЛИНГ П Л А С Т И К С № 4 ( 1 5 5 ) 2 0 1 6 Сбор или побор? Примерно полгода назад уважаемое изда- ние «Справочник эколога» писало буквально следующее: «В последнее время экологиче- ское сообщество в нашей стране не просто взволновано — оно на грани нервного сры- ва». Что же смогло так взволновать экологи- ческую общественность? Давайте попробуем выяснить, чтоже заставило ее так нервничать. Имеется, оказывается, такой Федераль- ный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым мы должны платить экологический сбор. И, оказывается, экологи во главе с Росприроднадзором глубоко опе- чалены тем фактом, что представители биз- неса в лице Торгово-промышленной палаты иМинэкономразвития выступили категори- чески против введения нового побора. При- чем это «против» выражается в двух частях: во-первых, против нового побора вообще, и во-вторых, против той методики «подхода обращения с отходами», которая так долго, кропотливо и с упорством, достойным луч- шего применения, разрабатывалась инициа- торами еще одного сравнительно честного способа отбора денег у предпринимателей. Так вот, бизнесмены предприняли действия, и в результате Правительство РФ объявило 1 июня 2015 года мораторий на введение ли- цензирования операторов по обращению с отходами и экологический сбор с произво- дителей. Мораторий на экологический сбор был введен в рамках моратория на неналого- вые платежи бизнеса на период до 2019 года. Даже сами экологи признают, что введение экологического сбора нарушает обещание правительства не повышать налоговую на- грузку в ближайшие четыре года. Игра слов «сборы это не налоги» может обмануть разве что малообразованного человека, но уж ни- как не бизнес. Тем более что введение эко- логического сбора при отсутствии хотя бы минимального подготовительного периода (и это прекрасно понимают сами инициаторы экологического сбора и не скрывают этого) для многих предпринимателей означало бы, что у них нет времени на организацию и вне- дрение процессов утилизации товаров, то есть платить пришлось бы все и сразу. Кстати, удивляет цинизм, с каким сто- ронники экологического сбора рассуждают о своем детище: «Без механизма взимания экологического сбора государство не имеет рычагов финансового давления на бизнес». Эта фраза взята из той самой статьи, о ко- торой говорилось выше, когда упоминалось экологическое сообщество на грани нерв- ного срыва [1]. То есть с самого начала было понятно, что это будет механизм давления на бизнес. О чем же, собственно говоря, идет речь, когда мы говорим об экологическом сборе? О том, что в соответствии со статьей 24.5 Федерального закона «Об отходах произ- водства и потребления» (данная статья была введена буквально в последний рабочий день 2014 года) производители и импортеры това- ров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, обязаны в срок до 15 апреля года, следующего за отчет- ным годом, уплатить экологический сбор по каждой группе товаров. Этот экологический сбор относится к неналоговым доходам фе- дерального бюджета, то есть, строго говоря, налогом не является, а носит, как говорят, фискальный характер. Интересно, что мораторий на экологиче- ский сбор был введен 1 июля 2015 года, но даже в декабре того же года законотворческая Сама по себе охрана окружающей среды — дело хорошее. Вопрос только в том, не является ли это вполне нормальное человеческое желание предметом спекуляций со стороны законотворческих органов, органов надзора и сборщиков средств в бюджет. Пока, до 2019 года, Правительством РФ объявлен мораторий на введение лицензирования операторов по обращению с отходами и экологический сбор с производителей различных групп продукции (в том числе пластмассовой), есть время выяснить реальную необходимость в данном виде регулирования экономики Экологический сбор: скрытые мотивы Лиля ГУСЕВА, к.х.н., директор ООО «Группа информации и маркетинга»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=