Plastics_4_2016

w w w . p l a s t i c s . r u 42 СПЕЦТЕМА/ КОМПАУНДИРОВАНИЕ И РЕЦИКЛИНГ П Л А С Т И К С № 4 ( 1 5 5 ) 2 0 1 6 декс РФ содержит главу 26 «Экологические преступления», в состав которой наряду с прочими входят статья 246, предусматриваю- щая ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производ- стве работ, и статья 247, предусматриваю- щая ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Или этот самый экологический сбор позволяет узаконить отходы сверх ПДК и в обход Уголовного кодекса? Заплатил и живи спокойно? А ведь именно это и полу- чается, если внимательно взглянуть на ме- тодику расчета размера сбора. Не лазейку ли в законе стараются организовать такие взволнованные экологи? Не прикрываются ли они ложно истолкованным пониманием общественного блага, действуя в интересах совсем иных, причем реально заинтересо- ванных лиц? И, кстати, та же статья 24.5 дает ин- формацию о планах по расходованию со- бранных денежных средств, поступивших в федеральный бюджет в счет уплаты эколо- гического сбора: эти средства «расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Рос- сийской Федерации на софинансирование утвержденных в установленном порядке ре- гиональных программ в области обращения с отходамии территориальных схемобращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на по- крытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обраще- нию с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов». Указано также, что «средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются для… строительства, реконструкции, тех- нического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами; раз- работки и внедрения промышленного обо- рудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов; со- финансирования региональных программ в области обращения с отходами в части строи- тельства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров». В поисках логики Вообще говоря, экологи выдают интерес- ные формулировки: оказывается, введение экологического сбора в отношении произво- дителей и импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребитель- ских свойств, является способом финансо- вого стимулирования природопользователей. Есть интересная подробность, свидетельству- ющая о том, насколько вообще была нужна инициатива по введению экологического сбора и насколько оправданы были затраты на рассмотрение этой инициативы, разра- ботку законов и методик расчета, которые, по сути, теперь никому не нужны. Довольно длительное время шло бурное обсуждение подзаконных актов (а их требовалось боль- ше тридцати), разработанных в развитие того самого Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В результа- те выяснилось, что по целому ряду всякого рода проектов постановлений было получено отрицательное решение. Так, например, по проектамПостановленийПравительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств», «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продук- ции), в том числе потребительской упаков- ки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств», «Об утверждении Порядка самостоятельной утилизации про- изводителями, импортерами отходов от ис- пользования товаров» отказ был получен по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия. Проще говоря, реальное регу- лирующее воздействие на задействованные отрасли экономики — нулевое. Примерно такой же результат и по целому ряду других аналогичных постановлений. Инициаторы экологического сбора рас- считали, что ежегодный объем дополни- тельно собранных средств составит 30 млрд рублей, а в структуре правительства вы- числили, что экономия от введения мора- тория на неналоговые платежи до 1 января 2019 года может составить 1,5 трлн рублей. Между тем инициаторы и сторонники экологического сбора продолжают действо- вать в двух направлениях: в эмоциональном, безосновательно утверждая, что правитель- ство закончило реформу сектора, не начав ее, и ссылаясь на тот факт, что до сих пор не определен порядок начисления так называе- мого «зеленого тарифа», и в деловом, заяв- ляя, что в отсутствие экологического сбора государство в принципе не имеет больше финансовых источников для развития от-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=