Plastics_4_2017

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 4 ( 1 6 6 ) 2 0 1 7 w w w . p l a s t i c s . r u 14 Вторая жизнь шин Покрышки состоят из резины, текстиль- ного корда и металлической основы. Все эти составляющие могут найти самое широкое применение при вторичной переработке. Сжигание изношенных шин энергетически неперспективно, так как для изготовления легковой шины требуется энергия, эквива- лентная 35 л нефти, а при ее сжигании воз- вращается энергия, эквивалентная лишь 8 л нефти. Однако следует признать, что сжига- ние шин в цементных печах снижает загряз- нение окружающей среды и в ряде случаев экономически выгодно. Крупнодисперсный резиновый поро- шок (с размерами частиц 1-4 мм) сегодня успешно используется для изготовления по- крытий спортивных сооружений и детских площадок. Но из многочисленных вариантов переработки утилизированных шин стоит особо отметить получение мелкодисперс- ного порошка (с частицами менее 1 мм) для производства резиноасфальтобетона. Это применение является наиболее эффектив- ным, а во многих странах даже единственно разрешенным. Исследования, направленные на поиск возможности добавления резино- вой крошки в состав дорожных асфальтобе- тонных и других видов смесей, ведутся на протяжении многих лет. Целесообразность данного поиска определяется желанием не только обеспечить утилизацию достаточно больших объемов автопокрышек, но и вто- рично использовать специфические свой- ства (а именно эластичность) каучука, со- ставляющего основу резины. Идея создания резиноасфальтобетона ро- дилась более 100 лет назад. Первое в истории резинобитумное вяжущее на натуральной резине было разработано в 1898 году, но ис- пользование этого материала было экономи- чески невыгодно. Первые попытки вводить резину, полученную в процессе переработки покрышек, в асфальт были предприняты в США в 1950-е годы (рис. 1). Результатом многолетних усилий стал закон, обязываю- щий применять резиновый порошок для из- готовления асфальта во многих штатах. После принятия «Билля о транспорте» в США до 30% изношенных шин идут на производство резиноасфальта, имеюще- го износо- и морозостойкость в 1,5-2 раза выше обычного, а также снижающего шум и тормозной путь автомобиля. Для произ- водства резиноасфальта используют измель- ченные покрышки. Население США платит по 2 доллара за переработку каждой своей шины или захоронение ее с минимальным риском для окружающей среды. Основой для решения применять резину в асфальтобетонных покрытиях являются три фактора: снижение эксплуатационных затрат на содержание дорог, повышение экс- плуатационных характеристик асфальтобе- тона за счет снижения шумности и повыше- ния сцепления покрытия, предотвращение «выпотевания» битума из покрытия при вы- соких температурах воздуха и возможность утилизации и переработки покрышек. Асфальтобетонное покрытие, требова- ния к качеству которого постоянно растут, является одним из важных элементов кон- струкции дорог и, безусловно, дает замет- ные преимущества для пользователей. Рост требований вызван резким увеличением ав- томобильного парка, повышением грузо- Ежегодно в мире выходит из употребления свыше 10 млн т автомобильных покрышек, а объем накопленных в мире шинных отходов составляет более 80 млн т. Но только 20-25% покрышек экспортируются в другие страны, сжигаются в целях получения энергии, механически размельчаются. Поэтому поиск путей утилизации старых шин — проблема планетарного масштаба. В развитых странах (Япония, Германия, скандинавский регион) в последние годы уровень переработки шин приближается к 100%. К сожалению, России до такого показателя еще очень далеко. Большинство шин, особенно от легковых авто, по-прежнему выбрасывается на свалки. Между тем высочайшее качество каучуков, идущих на изготовление покрышек, позволяет причислить резиновую крошку из отработанных шин к ценнейшему сырью Резиноасфальт: сплошные выгоды Михаил ШАФЕЕВ, независимый эксперт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=