Plastics_4_2017

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 4 ( 1 6 6 ) 2 0 1 7 w w w . p l a s t i c s . r u 16 чивость асфальтобе- тонного покрытия при высоких темпе- ратурах и трещино- стойкость при низких эксплуатационных температурах. Одно- временно повышается износостойкость по- крытия, уменьшается волно- и колееобра- зование на покрытии, увеличиваются меж- ремонтные сроки и, соответственно, зна- чительно снижаются эксплуатационные затраты. В асфальтобетонах типа Б модификатор в количестве 1-1,5% от массы минеральной части при использовании битума БНД 60/90 и 1,5-2% при использовании битума БНД 90/130 по сравнению с обычным асфальто- бетоном позволяет: — в среднем на 20-30% понизить водо- насыщение; —на 15-45% увеличить предел прочности при сжатии при 20°С; — в 2-3 раза увеличить предел прочности при сжатии при 50°С; — в 1,2 раза увеличить водостойкость при длительном водонасыщении; — в 1,2 раза увеличить предел прочности при расколе; — на 20-30% повысить сцепление образ- цов при сдвиге. Коэффициент морозостойкости асфаль- тобетонов типов А, Б и ЩМА с модифика- тором имеет более высокие значения, чем у стандартных асфальтобетонов, что сви- детельствует о его повышенной сопротив- ляемости коррозии и, как следствие, о более продолжительном сроке службы покрытия, особенно в условиях интенсивного исполь- зования антигололедных реагентов. Водонасыщение резиноасфальтобето- нов может быть ниже 1-1,5% что является следствием замещения воздушных пор ре- зиновой крошкой. Снижение водонасыще- ния ведет к увеличению водо-, морозо- и коррозионной стойкости асфальтобетонов с одновременным улучшением его трещино- стойкости и усталостной прочности. Резиносодержащие комплексные моди- фикаторы асфальтобетонов (КМА) частично растворяются в битуме, входя в состав не- прерывной фазы композиционного мате- риала, а также образовывают дисперсную фазу в нем в виде набухших в битуме частиц. Особенности механизма взаимодействия модификаторов с битумом и структуры полученных композиций обеспечивают их повышенную когезионную прочность и проявление эластических свойств, что по- ложительно сказывается на прочностных характеристиках асфальтобетонных смесей. При использовании асфальтобетонных смесей с резиносодержащими модифика- торами в верхних слоях дорожной одеж- ды снижаются динамические нагрузки на нижележащие слои и уменьшается веро- ятность копирования трещин и других де- фектов перекрываемых слоев. Бич совре- менных городских дорог и напряженных автомагистралей — колейность. Появле- ние колеи в покрытии (исключая пробле- мы оснований) вызвано пластичностью асфальтобетона, его истиранием и выкра- шиванием. Использование модификаторов весьма заметно уменьшает образование ко- леи, что подтверждается проведенными ис- следованиями (рис. 4). Особенно ярко эластические свойства ре- зиноасфальтов проявляются на тех участках дорог, которые подвержены сильным вибра- циям и знакопеременным нагрузкам (мосты и путепроводы). Там же большое значение имеет и очень хорошая водостойкость таких материалов. Гидроизолирующие свойства резино- асфальтобетона (водонасыщение до 0,5%) позволяют отсрочить капитальный ремонт моста с заменой гидроизоляции на 5-7 лет. По такому пути пошли на автодороге М5 «Урал», реконструировав мост через реку Оку на 116-м км трассы (рис. 5). В 2009 году был уложен вибролитой резиноасфальтобе- тон на металлической ортотропной плите с последующим втапливанием черногощебня. Такое решение позволило отложить капи- тальный ремонт моста с полной заменой гидроизоляции на 5 лет. Покрытие не по- трескалось в суровую зиму 2009-2010 годов и не дало колеи в аномально жаркое лето 2010 года. Для сравнения: аналогичный мост на той же дороге через реку Москву требует ямочного ремонта дважды в год. Испытания РосДорНИИ на усталостную долговечность показали, что асфальтобетон с 1% модификатора КМА выдерживает ци- клическую нагрузку до разрушения в 1,3 раза больше при положительных температурах и в 7,5 раза больше при отрицательных (-18°С) температурах. Еще одним положительным эффектом применения резиноасфальта яв- ляется снижение шума от движения транс- порта на 6-10 дБА, что воспринимается как уменьшение громкости в 2-2,5 раза. Рисунок 4. Глубина колеи в зависимости от содержания модификатора КМА

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=