Plastiks_4_2019

w w w . p l a s t i c s . r u 14 СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 4 ( 1 8 8 ) 2 0 1 9 Проблема выделения летучих соедине- ний элементами автомобильных интерье- ров обратила на себя внимание еще в начале 80-х годов прошлого века во многом из-за случаев конденсации веществ на внутренней поверхности ветровых стекол в новых моде- лях машин. В результате первоначально все усилия были направленына снижение уровня затуманивания (конденсации испаряющихся летучих веществ, поступающих из внутрен- ней отделки транспортного средства на по- верхность стекол) до определенных величин. Перечень требований, предъявляемых произ- водителям автокомплектующих, расширялся, становясь с годами все сложнее. Параллельно разрабатывались и соответствующие стандар- ты. Со временем фактор присутствия непри- ятного запаха стал более значимой проблемой как для автомобилистов, так и для автопро- изводителей. Проблема измерения уровня эмиссии Изучение того, как протекает выделение летучих веществ у различных соединений, значительно отличается от процесса получе- ния обычных сведений о материале, напри- мер о его механических свойствах. Помимо общепринятых методик автомобилестроите- ли разработали и свои собственные, многие из которых очень похожи друг на друга. Необходимо иметь в виду, что тесты мо- гут давать разные результаты в зависимости от того, в каких условиях или с какой про- должительностью проходят измерения, как калибруется оборудование. Таким образом, данные, полученные за счет использования одной из похожих методик, невозможно ни сравнивать между собой, ни каким-либо образом конвертировать в формат другого стандарта. Анализ запаха представляет собой еще большуюпроблему. Все усилия, направленные на то, чтобызаменить абсолютно субъективное восприятие человека более объективнымиме- тодами измерения, пока так и не увенчались успехом. До сих пор самым совершенным способом является оценка, проводимая груп- пой экспертов в соответствии со стандартом VDA 270 (VDA — немецкая Ассоциация авто- мобильной промышленности). Тем не менее, как бы тщательно такие люди не отбирались и не готовились, результаты испытаний могут сильно разниться. Неудивительно, что те или иные лаборатории и автопроизводители зача- стуюприсваивают одномуи томужематериалу различные рейтинги. Процесс подбора ТПЭ для изготовления автомобильных интерьеров затрудняет еще и то, что не существует общепринятых отрасле- вых спецификаций. Одним из основных открытий, сделанных KRAIBURGTPE в результате исследований, стало то, что тесты не выявили корреляции между эмиссией и запахом. Тем не менее и то и другое тесно связано с происхождением те- стируемого материала. Описание истории об- разца, играющей наряду с выборомметодики проведения испытаний ключевую роль, с ян- варя 2019 года регламентируется стандартом ISO 12219-8. Для того чтобы получить сопо- ставимые результаты, необходимо правильно ответить на следующие вопросы: С 90-х годов прошлого века такой класс материалов, как термопластичные эластомеры, переживает бурное развитие благодаря своим свойствам, потенциально широким возможностям для применения и рентабельности переработки. ТПЭ стали активно использовать, в том числе при создании автомобильных интерьеров. В этой связи компании KRAIBURG TPE, известному производителю ТПЭ-компаундов, важно было научиться соблюдать требования автомобилестроителей. Более трех лет назад был инициирован проект, направленный на тщательное изучение уровней эмиссии летучих органических веществ (ЛОВ) и запаха различных материалов, используемых для изготовления элементов салона Контроль эмиссии летучих веществ и запаха Фото KRAIBURG TPE

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=