Plastiks_4_2019

БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 4 ( 1 8 8 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 50 В последнее время в прессе все чаще раздаются призывы о помощи Мировому океану. Главным образом эти выступления окрашены ярко негативно и повествуют о вопиющем загрязнении морей и океанов полимерным мусором. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся. Вообще говоря, человечество активно использует Мировой океан для своих нужд с недавних пор — всего каких-нибудь 600 лет. В сравнении с историей человечества можно сказать недавно. Глобальное использование морей и океанов началось в конце XV века, в эпоху географических открытий, и человек из прибрежных вод смело вышел в открытый океан. До конца XIX века судоходство осу- ществлялось на деревянных судах, и их чис- ленность была (по сравнению с современным временем) невелика, а воздействие на эколо- гическую системуМирового океана было ми- нимальным или вообще отсутствовало. В конце XIX века вследствие развития промышленности произошел переход к ме- таллическим самоходным судам. Количе- ство кораблей резко выросло, число людей, совершавших морские и трансокеанские путешествия, увеличилось. Одновременно необычайно сильно вырос объем морских грузоперевозок. Мировой океан узнал, что такое уголь, судовое топливо и мусор. Регулирующие организации Роль морского транспорта в организации международной торговли и туризма трудно переоценить. Без морских судов совсем не- возможна деятельность целого ряда отраслей промышленности, например рыболовецкой. Для того чтобы при таком активном исполь- зовании морского пространства деятель- ность одних судов не входила в противоречие с намерениями и интересами других, были созданы две международные организации по судостроению и судоходству: Международ- ная морская организация (ИМО) и Между- народная ассоциация классификационных обществ (МАКО). ИМО, которая была основана в 1948 году, является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, отве- чающим за разработку необходимых меж- дународных стандартов в сфере морского судоходства. Эти стандарты в зависимости от уровня охвата морского сообщества и зна- чимости проблемы издаются в виде конвен- ций, кодексов, рекомендаций и руководств. К сфере компетенцииМАКО, созданной в 1968 году, относится согласование требова- ний в отношении классификации, проекти- рования и постройки судов. Обе организации уделяют серьезное вни- мание защите морского пространства от за- грязнения—каждая под своим углом зрения. В 1973 году под эгидой ИМО была раз- работана и принята Международная кон- венция по предотвращению загрязнения океана с судов МАРПОЛ 73/78 (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships — MARPOL 73/78). Спустя пять лет, в 1978 году к конвенции был добавлен Прото- кол изменений и дополнений (1978MARPOL Protocol). В 1997 году был принят еще один протокол, и с тех пор приложения к конвен- ции продолжают периодически пересматри- ваться. Конвенция MARPOL 73/78 вступила в силу в октябре 1983 года, и к настоящему времени ее (одновременно с протоколом от Как пелось в одной известной советской песне, «три четверти планеты — моря и океаны». Поэтому вполне закономерна озабоченность экологов сохранением водных пространств нашей планеты в надлежащем состоянии. Если мы все более настойчиво говорим о необходимости правильной стратегии сбора и утилизации мусора на суше, то вполне резонным будет поднять этот вопрос и в отношении морей и океанов, которые, во-первых, соприкасаются с сушей и принимают часть отходов на себя, а во-вторых, также являются местом жизнедеятельности человека — отдыха на круизных лайнерах, работы на рыболовецких судах, службы на военных кораблях Мусор в океане Лиля ГУСЕВА, к.х.н., независимый эксперт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=