Plastiks_4_2019

БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 4 ( 1 8 8 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 51 1978 года и приложениями) ратифицирова- ли 15 государств, на долю которых суммарно приходится почти 55% мирового флота. Конвенция MARPOL 73/78, состоящая из собственно конвенции, протоколов и ше- сти приложений, предусматривает комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов неф- тью и другими жидкими веществами, пере- возимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором. MARPOL 73/78 дает общие опреде- ления таких понятий, как «судно», «вредное вещество», «сброс» и другие (эти дефиниции дополняются в каждом из приложений с учетом особенностей того объекта, которым каждое из них посвящено), а также, буду- чи международным документом, содержит уточняющие обязательства государств, под флагом которых плавают суда, и тех, в во- дах которых осуществляется международное судоходство. Из сферы действия MARPOL 73/78 исключены военные корабли и госу- дарственные некоммерческие суда, однако государства — участники конвенции долж- ны обеспечить, чтобы они по возможности также действовали в соответствии с нормами данного международного акта. План операций с мусором Требования к судам с точки зрения при- родоохранных мероприятий зависят от водо- измещения судна, его типа и возраста, а также других параметров. Однако имеются общие положения, а именно: на судне должен быть предусмотрен один из видов оборудования для предотвращения загрязнения моря мусо- ром — устройства для сбора мусора либо для его обработки или установка для сжигания. В связи с эти выделяют два способа утилизации: сбор и обработка отходов на судне. Каждое судно валовой вместимостью более 400 регистровых тонн и каждое суд- но, сертифицированное для перевозки бо- лее 15 человек, должно иметь и выполнять план операций с отходами. Последний разрабатывается в соответствии с руковод- ством, принятым Резолюцией МЕРС 70/38 от 10.07.1996 года, и предусматривает сле- дующие обязательные компоненты: описа- ние процедур сбора, хранения, обработки и удаления мусора; указание состава судового оборудования для операций с мусором и ответственного за выполнение плана лица; перечень мероприятий по уменьшению ко- личества мусора на судне. Администрация судна обязана постоянно следить за санитар- ным состоянием устройств и оборудования для сбора и обработки мусора и своевремен- но принимать меры по устранению выявлен- ных недостатков. Для сбора отходов на судне могут быть предусмотрены съемные устройства (кон- тейнеры), мешки, встроенные в корпус му- соронакопительные емкости (бункеры) или бункеры установок для уплотнения мусора. Устройства для сбора мусора, в которых его следует хранить, должны быть надежно за- крыты, причем на каждом из них должна быть соответствующая маркировка, ука- зывающая тип отходов. Также они должны размещаться, как правило, в зоне действия судовых грузоподъемных средств для обе- спечения возможности погрузки и выгрузки и с учетом удобства процесса сбора. Съемные устройства для сбора отходов должны надеж- но крепиться к корпусу судна. Категорически запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и нефтесодержащими. При этом если на судне должны быть прежде всего контейнеры для сбора мусора, размещен- ные обычно на корме, то в портах — суда- сборщики, специализированные причалы, машины-мусоросборщики, устройства для переработки отходов. При подходе корабля к особымморским районам, где сброс мусора запрещен, администрация судна обязана опо- вестить об этом экипаж и пассажиров. Кстати, эксперты, не понаслышке знако- мые с процедурой сбора и утилизации мусора в условиях дальнего плаванья, утверждают, что значительно больше внимания следует уделять пищевым отходам, нежели поли- мерным, так как на долю пищевых отходов приходится до 40% общего объема мусора на водном транспорте. И при этом «пищев- ка», в отличие от химически и биологиче- ски индифферентных полимеров, является биологической средой, оказывающей, как правило, прямое негативное воздействие на окружающую среду, в первую очередь из-за процессов гниения остатков пищи. Запреты и санкции В соответствии с положениями MARPOL 73/78, за любое нарушение установленных конвенцией и приложениями требований, вне зависимости от места его совершения, предусмотрена ответственность в законода- тельстве каждого государства — участника конвенции, под флагом которого плавает судно, а также вводятся санкции в соответ- ствии с нормамиМеждународного морского права в отношении конкретных наруши- телей требований конвенции. Запрещено любое нарушение положений конвенции в пределах юрисдикции любого государ- ства — участника конвенции. При этом в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=