Plastics_4_2020
ТЕХНОЛОГИИ П Л А С Т И К С № 4 ( 1 9 9 ) 2 0 2 0 w w w . p l a s t i c s . r u матричным материалом в пресс-форме. Это гораздо более сложный процесс, чем моделирование стандартных литых ком- понентов. Разумеется, над данной темой в настоящее время активно работают спе- циалисты — как правило, это производи- тели соответствующих материалов. — А ваше мнение, господин Цим- мерманн? — Здесь не стоит забывать о много- образии процессов производства ком- позитных полимеров, которые дают разные преимущества в зависимости от используемого компонента. Напри- мер, рессора, о которой мы говорили, изготавливается методом литьевого прессования под высоким давлением (HP-RTM): берется формованная заго- товка из волокнистого материала, и в нее впрыскивается полимер. При этом для удержания заготовки в покое до за- вершения реакции используется усилие смыкания пресс-формы — как при литье под давлением. Среди других методов, каждый из которых требует различных специальных знаний, следует назвать пултрузию и комбинацию органического листового материала с литьем под давле- нием, о которой мы уже упоминали. Да, композитные технологии исключительно сложны, но они дают чрезвычайно инте- ресные результаты, и не только в автомо- бильной промышленности. — Вы говорите об отраслях, где снижение массы компонентов является ключевым— судостроении, авиации и авиакосмической промышленности? — Действительно, корпуса судов мож- но изготавливать из композитных мате- риалов, но это остается за пределами нашей компетенции: такие компоненты производятся штучно, а наша сила за- ключается именно в крупносерийном производстве. А вот авиация — это дей- ствительно чрезвычайно перспективное направление бизнеса. —В таком случае заботит лиAirbus, Boeing и прочих крупных производи- телей самолетов лишь снижение их массы или им важно что-то еще? — Авиационная отрасль ищет пути рационализации производственных процессов для повышения числа выпу- скаемых самолетов. Именно здесь наш опыт работы в автомобильной промыш- ленности оказывается крайне ценным. К примеру, по заказу Airbus мы завершили разработку проекта дверной рамы. При использовании традиционных методов на производство одной дверной рамы уходило несколько часов. Нам же уда- лось тратить на это менее часа — налицо существенная экономия времени! — Доктор Цетин, есть ли препят- ствия на пути триумфального шествия композитных решений? — Одним из препятствий к использо- ванию термопластичных компонентов на этом рынке является ограниченная термостойкость обычных полимеров как материалов матрицы. Поэтому в качестве матричного материала при литье поверх органических листов в настоящее время повсеместно используется полиэфир- эфиркетон (PEEK). Благодаря температу- ре плавления выше 300°С PEEK является более термостойким, чем другие распро- страненные пластмассы, к примеру поли- пропилен или полиамид. Это может стиму- лировать использование органического листового материала на данном рынке. — Прорабатываете ли вы какие- нибудь новые направления бизнеса? —Нам уже доводилось проектировать производство деталей из термопластов для креплений лыж. Как я уже говорил, в ближайшие годы все большее значение для нас будет приобретать аэрокосми- ческая промышленность. Но основной отраслью для нашей компании останется все же автомобилестроение. Важно пони- мать, что наша главная цель заключается не в замене металлических компонентов деталями из органических материалов. Мы стремимся прежде всего к оптимиза- ции и функционализации задач литья под давлением. Для наших заказчиков это сравнительно небольшой и вполне осу- ществимый шаг, тогда как полная замена металлических деталей на композитные была бы крутым разворотом темы. — Господин Циммерманн, вы упо- мянули технологию пултрузии… — В настоящее время в центре внима- ния сферы термореактивных материалов находится пултрузия, которая позволяет обходиться достаточно небольшими на- чальными капиталовложениями и легко получать изделия, обычно даже не ассо- «Полный переход автомобилестроения на композиты был бы непрактичным», — убежден доктор Месут Цетин, ведущий специалист по автоматизации производства изделий из термопластов KraussMaffei 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=