Plastics_4_2024
П Л А С Т И К С № 4 ( 2 4 3 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 14 СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ ясно: Ассамблея ООН просто «крышует» отрасли-конкуренты полимеров, активно продвигая решение проблемы, а именно переход на альтернативные материалы. Если этот документ и все сопутствую- щие многостраничные дополнения све- сти к сути, то в сухом остатке останется идея, положенная в основу «Договора по пластмассам»: поскольку в производ- стве пластмасс используются токсичные вещества, то нужно, во-первых, запре- тить вторичную переработку пластмасс, а во-вторых, вообще прекратить произ- водство пластмасс. Возможная позиция России Очевидно, что обсуждаемый доку- мент пестрит ошибками, сопровожда- ется публикацией статей, содержащих совершенно фантастические по своей неправдоподобности факты, явно про- слеживается аффилированность авто- ров «Договора по пластмассам с от- раслями», серьезно конкурирующими с полимерной отраслью на рынке упа- ковочных материалов. В силу очевид- ной некомпетентности авторов проек- та, казалось бы, документ должен тихо уйти в небытие. Однако он уже 2 года обсуждается на международном уровне и обрастает новыми резолюциями. На- пример, в 2023 году был опубликован независимый отчет «Глобальное управ- ление пластиками и связанными с ними химическими веществами» [4], который подготовлен по заказу Секретариата Базельской, Роттердамской и Стокголь- мской конвенций сотрудниками австра- лийского Университета Вуллонгонга. В его подготовке приняли участие эксперты правительств, научных и бизнес-кругов, неправительственных организаций, се- кретариатов многосторонних природо- охранных соглашений, органов ООН. Публикация обзора стала возможной благодаря щедрой поддержке прави- тельства Норвегии. В конце апреля этого года в Оттаве состоится очередной раунд переговоров, касающихся содержания «Договора по пластмассам» и ограничений, которые этот документ накладывает на полимер- ную отрасль. России, в первую очередь, с участием полимерного сообщества, необходимо выработать позицию, ко- торая в переговорном процессе макси- мально способствовала бы сохранению отечественной отрасли полимеров. При этом, по моему мнению, нашей стране следует занять как можно более жесткую позицию, подкрепив ее научными данны- ми, поскольку российская наука может сыграть решающую роль в поддержке обоснованности здравой позиции в от- ношении пластиков. В Европе подобные исследования проводятся, и Россия не должна стоять в стороне [5]. Тем не менее нельзя исключать и воз- можность полного отказа нашей страны от участия в «Договоре по пластмассам». Вышеприведенные цитаты показывают, что за многостраничными текстами с ту- манными формулировками скрывается вовсе не заинтересованность в счастли- вом будущем человечества, а голый рас- чет и конкурентная борьба за рынки сбы- та упаковочной продукции. С учетом того факта, что наша страна уже вышла из нескольких международных соглашений и, насколько мне известно, отказалась от положения, согласно которому нор- мы международного законодательства приоритетны по сравнению с нормами российского законодательства, то у нас в переговорном процессе есть запасной вариант: просто отказаться от участия в «Договоре по пластмассам». Мы можем продолжить производить полимеры и из- делия из них в таком ассортименте и в таком количестве, который необходим для рынка нашей страны и ряда друже- ственных стран, расширяя рынок сбыта полимеров за счет наращивания линей- ки выпускаемой из пластиков продукции. Евросоюз, как показывают события про- шедших двух лет, не слишком проницате- лен в вопросе промышленной политики. А вообще в Резолюции 5/14 «Пре- кратим загрязнение пластмассами: за имеющий обязательную юридическую силу международный договор» (принята UNEA 2 марта 2022 года), если про- драться сквозь дебри формулировок, можно обнаружить интересные вещи. Например, ссылку на Декларацию св. Ио- анна, принятую Карибским сообществом, или хартию «Океан и пластмассы». Жал- ко только, что нигде нет данных, сколько одноразовых стаканчиков с кофе было использовано во время этих заседаний, ассамблей, саммитов и прочих крайне «полезных» мероприятий, посвященных вопросам «содействия, исследования и разработки устойчивых, доступных, инно- вационных и экономически эффективных подходов» (цитата из резолюции). А ведь это были стаканчики пластмассовые или бумажные, ламинированные пленкой... Литература 1. Виктори М. Европейский ре- гламент об упаковочных отходах // «Пластикс». — №1-2, 2024. — с. 12-15. 2. https://ipen.org/sites/default/ files/documents/ipen-plastics_ booklet-finalspreads.pdf 3. PEN PlasticsTreatyPlatform. Protecting human health and the environment from toxic chemicals. https://ipen.org/documents/ipen- plastics-treaty-platform 4. Global governance of plastics and associated chemicals (Secretariat of the Basel, Rotterdam and Stockholm Conventions, 2023. UNEP/CHW.16/ INF/58-UNEP/FAO/RC/COP.11/ INF/41-UNEP/POPS/COP.11/ INF/59) [Глобальное управление пластиками и связанными с ними химическими веществами (Секре- тариат Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций, 2023. UNEP/CHW.16/INF/58-UNEP/ FAO/RC/COP.11/INF/41-UNEP/ POPS/COP. 11/INF/59)] 5 . h t t p s : // p u b s . a c s . o r g / doi/10.1021/acs.est.3c05191 6. Гусева Л. Спад на европей- ском рынке нефтехимии // «Пла- стикс». — №10, 2023. — С. 10-15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=