Plastics_4_2024

П Л А С Т И К С № 4 ( 2 4 3 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 16 СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ «Взлетая выше неба…» С тех пор как братья Райт и Клеман Адер создали свои первые «летаю- щие машины», авиастроители поняли, что вес является ключевым фактором, когда речь заходит об успешном поднятии само- лета в воздух. Это, безусловно, было вер- но во времена первых авиаторов, однако современные двигатели настолько мощны, что теперь гораздо легче поднять в воз- дух более тяжелые самолеты. В настоящее время стремление к созданию легких кон- струкций преследует другие цели. Одной из них является экономическая эффектив- ность, поскольку более легкие самолеты потребляют меньше топлива. Это связано с решением другой задачи— повышением энергоэффективности, поскольку меньшее потребление означает меньшее количе- ство парниковых газов. Стремительный взлет Композитные материалы названы так потому, что они состоят из двух или более элементов — волокна (например, стекло- волокна или углеродного волокна) и ма- трицы. Полимер связывает и удерживает волокна вместе, обеспечивая целостность материалов и позволяя передавать меха- нические нагрузки между волокнами. Эти материалы впервые появились в мире авиации еще в 1930-х годах, когда для усиления пропеллеров использова- лась комбинация стекловолокна и смо- лы. Такие усиленные пропеллеры были прочнее, но этот новый материал на самом деле был ничуть не легче дерева. Только в 1970-х годах появились новые композиты, обычно на основе углерода и эпоксидной смолы. Они были не только легкими, но очень прочными, устойчивы- ми к эффекту усталости, не подвержены коррозии и, чаще всего, воздействию химических веществ. Поскольку изделия стали отливаться, а не штамповаться (как в случае с ме- таллами), это позволило создавать более сложные конструкции, способные пре- одолеть физические ограничения, свя- занные с полетами воздушных гигантов. Единственным недостатком композитов оставалось то, что они были непросты в изготовлении: литье было сложным про- цессом, требующим многочисленных ручных операций, а подбор идеального времени нагрева для их надлежащего Несмотря на то, что использование композитных полимерных материалов часто считается ультрасовременным, в мире авиации эта тема вовсе не нова, утверждают эксперты Plastics Europe. Авиастроительная промышленность стала одной из первых отраслей, где подобные материалы используются давно и широко, хотя их стоимость была выше, чем у металлов, которые они заменяют. Причина такой популярности пластиков кроется не только в их способности облегчать вес летательных аппаратов… Композитные пластины из сотового заполнителя на основе арамидного волокна Kevlar ®

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=