Plastics_4_2024
П Л А С Т И К С № 4 ( 2 4 3 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 39 ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТ — тип 4 — предприниматели, чей биз- нес связан с производством полимерной продукции, в которой уже используется или может использоваться вторичное сырье (гранула, флекса). Остановимся более подробно на кей- сах, связанных с бизнесом 3 и 4 типа, по- скольку очевидно, что такие предприни- матели имеют и больше всех оснований заниматься вторичной переработкой, и больше всех шансов добиться успеха в этом деле. Отметим также, что предпри- ниматели типа 2, желающие просто за- работать на этом бизнесе, также могут руководствоваться стратегиями подбора рециклинговой линии, описанными для кейсов 3 и 4. Классификация типов бизнесов Итак, чем должны руководствоваться при формировании линии вторичной пе- реработки отходов пластмасс предприни- матели, которые уже вовлечены в какой- либо бизнес по обращению с отходами? Конечно же типом и количеством отходов, с которыми они имеют дело. Здесь можно выделить три следую- щих основные группы бизнесов: — производства, где образуется по- бочный отход полимеров в ходе изготов- ления их основной продукции; — ретейл-сети, — операторы коммунальных отходов, мусоросортировочные и подобные этим предприятия. Для предприятий, где полимеры явля- ются отходом основного производства, актуальной задачей, как правило, будет возврат этих отходов в свой собственный технологический процесс. В большинстве случаев такие внутрипроизводственные отходы достаточно чистые и для их вто- ричной переработки не требуется мойки. Достаточно организовать максимально чистую приемку отхода транспортирую- щими системами, измельчение, иногда гранулирование и последующее хра- нение или даже непрерывный возврат в основную производственную цепочку. Такие кейсы вторичной переработки реа- лизованы практически на всех предприя- тиях по изготовлению любой полимерной продукции из первичных полимеров (на заводах по производству упаковки, труб, строительных материалов). Что касается сетевого ретейла, то их распределительные центры (РЦ), скла- ды и магазины являются крупнейшими в России генераторами вторичной плен- ки и прочей тары, а также макулатуры и другого ценного вторсырья. Объемы этих поставок на рынок вторичной пере- работки настолько велики, что именно ретейл-аукционы зачастую и определя- ют рыночные цены на все вторсырье в стране. Неудивительно, что предпри- ниматели, имеющие доступ к таким ре- сурсам, задумывается над увеличением своей доли прибыли за счет углубления производственной цепочки формиро- вания этой самой прибыли. Так, на- пример, один из известных российских ретейлеров создал на юге России свой собственный завод по переработке отходов упаковки мощностью 3 тыс. тонн в месяц, основываясь полностью на собственной сырьевой базе. Хотя, с другой стороны, нужно отметить, что таких примеров не так уж и много. По- чему? Ответ здесь очень прост: ретейл продает отходы пленки переработчикам по 60 руб./кг, при этом условно мож- но считать, что данные отходы попали в торговую сеть почти бесплатно, при этом переработчик должен вложить в переработку порядка 20-30 руб./кг (электроэнергия, фонд оплаты труда (ФОТ), расходные материалы и многое другое), а затем продать гранулу по цене 90-100 руб./кг. В итоге на сторо- не ретейла остается условно 60 руб./кг, а на стороне переработчика всего 10–20 руб./кг. Очевидно, что предста- вители ретейла не особо стремятся идти во вторичную переработку, их вполне устраивает сложившийся статус-кво.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=