Plastics_5_2011

ТЕМА НОМЕРА /ТРЕНДЫ В МИРЕ УПАКОВКИ П Л А С Т И К С № 5 ( 9 9 ) 2 0 1 1 w w w . p l a s t i c s . r u 54 Одной из наиболее важных характеристик развития упаковочного рынка России в 2010 году стал стремительный рост стоимости большинства видов упаковки, в том числе полимерной, порожденный еще более стремительным повышением цен практически на все виды сырья, и укрепление позиций импортеров пластиковой упаковки Растет рынок — растут цены Рынок полимерной упаковки в послед- ние годы претерпевает значительные из- менения. В предкризисные годы его доля в общей структуре российского упаковочного рынка непрерывно возрастала, а в 2009 году впервые его оборот превысил оборот рынка картонной упаковки (табл. 1). Снижение объемов производства и при- менения упаковки из полимеров в кризис- ные годы было наименьшим по сравнению с картонной, стеклянной или металлической упаковкой. Причем в натуральных показа- телях проценты снижения были намного меньшими. Это объясняется тем, что основ- ным рынком сбыта упаковочной продукции является продовольственный, который в условиях рецессии наиболее устойчив. Отечественная пищевая промышлен- ность, потерявшая в 2009 году по отноше- нию к 2008 году порядка 4 процентов своего объема производства, лишь немного снизи- ла количественный спрос на упаковку. Но в 2009 году многие промышленные потре- бители упаковочных материалов и изделий, стремясь к экономии за их счет, снизили требования к материалам, из которых изго- тавливается упаковка, ее дизайну и другим качественным показателям. Относительное удешевление упаковки определило динамику рынка в стоимостных показателях, и последствия не замедлили сказаться. Подобная «экономия» привела к росту потерь упакованных товаров — в пер- вую очередь продовольственных. По данным Немецкой ассоциации упаковочного маши- ностроения VDMA, в Западной Европе вы- сокотехнологичная упаковка обеспечивает минимальные потери продуктов питания на пути к конечному потребителю — порядка 3 процентов, а в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой аналогич- ный показатель достигает 50 процентов. Такая ситуация в значительной степе- ни изменила структуру спроса на средства упаковки в 2010 году. Опережающими тем- пами рос спрос на упаковку с высокими барьерными свойствами, в том числе на гибкую упаковку на основе многослойных полимерных пленок. Более востребован- ными стали высококачественная печать на упаковке, современные технологии отделки. Усилилось влияние несколько ушедших на второй план в кризисные годы требований к удобству использования упаковки конеч- ными потребителями, к ее экологичности и маркетинговым свойствам. Однако наиболее важной характеристикой развития упаковочного рынка в 2010 году стал стремительный рост стоимости большинства видов упаковки, в том числе полимерной, по- рожденный еще более стремительным повы- шением цен практически на все виды ресур- сов, в первую очередь сырьевые, которые в себестоимости готовой упаковки составляют не менее 70 процентов. 2010 год и начало 2011 года ставят перед участниками упаковочного рынка — и про- Александр БОЙКО, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков Таблица 1. Оборот российского рынка упаковки 2008 год, млрд долл. США 2008 год, доля, % 2009 год, млрд долл. США 2009 год, доля, % Российский рынок упаковки, в том числе: 16,1 100 13,0 100 - полимерная упаковка 5,5 34 5,1 39 - упаковка из картона и бумаги 6,2 39 4,6 35 Проблемы упаковочного рынка Фото Art-fact

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=