Plastiks_5_2013

СООБЩЕСТВО П Л А С Т И К С № 5 ( 1 2 3 ) 2 0 1 3 w w w . p l a s t i c s . r u 74 За 20 лет своего существования российский рынок упаковки стал одним из динамично развивающихся секторов экономики. Всемирная организация упаковщиков (WPO) относит его к десяти крупнейшим в мире Рынок упаковки: этапы развития За время, предшество- вавшее кризису, оборот упа- ковочного рынка РФ увели- чивался на 10-12 процентов в год. В период кризиса 2008- 2009 годов при снижении общих показателей состоя- ния российской экономики более чем на 10 процентов потери упаковочного рынка составили не более 6 процен- тов. В2010 году оборот рынка упаковки превысил 14 млрд долларов, и с этого года на- блюдается его дальнейший достаточно устойчивый рост (табл. 1). В90-е годыпрошлого века основные объемы упаковоч- ных материалов и изделий производились в Централь- ном регионе. Последние годы характеризуются актив- ным развитием производства упаковки в Приволжском, Южном, Уральском и Си- бирском федеральных окру- гах. Происходит приближе- ние размещения мощностей по производству упаковки к основным ее потребителям. Немаловажную роль в этом сыграл переход крупных, в том числе транснациональ- ных компаний-потребителей на упаковку, изготовленную отечественнымипредприяти- ями. Эта тенденция проявля- ется в экспозициях междуна- родной выставки RosUpaсk. Характерно, что эти изме- нения, происходившие до и после кризиса, значительно отличаются друг от друга. Всегожеростчислаэкспо- нентов выставки RosUpaсk, включая иностранных про- изводителей упаковки, со- ставил в 2012 году по отно- шению к 2002 году около 40 процентов. Причем ак- тивность зарубежных упа- ковщиков из года в год воз- растала — их число за 10 лет увеличилось почтина 80 про- центов. Это объясняется главным образом растущей привлекательностьюроссий- ского упаковочного рынка, а также поддержкой рядом за- рубежных государств участия производителей упаковки в российских выставках. В кризисный и после- кризисный период в сфере упаковки произошли значи- тельные структурные и каче- ственныеизменения.Многие компании-потребители пе- ресмотрели свое отношение к упаковке, стремясь снизить затраты на нее. Это в значи- тельной степени повлияло на качество применяемых в упаковочном производстве сырьевых материалов, сни- зило требования к дизайну. Если до 2008 года в структу- ре используемой упаковки на российском рынке преобла- дала картонная и бумажная, то в последующие годы на первый план вышла поли- мерная упаковка (табл. 2). За последние 10-12 лет на упаковочном рынке России возникла серьезная конку- ренция. Предложения ряда видов упаковки превышают спрос на нее. При этом про- изводители упаковки рабо- тают в условиях высокомо- нополизированного рынка сырья (картона, полимеров). Ряд сырьевых материалов, не производимых в России или поставляемых в недостаточ- ных количествах, предприя- тия упаковочной индустрии вынуждены импортировать. Высокие ввозные пошлины (до 15 процентов) на мно- гие виды сырьевых ресур- сов в значительной степени снижают эффективность их деятельности и конкуренто- способность по отношению к зарубежным поставщикам упаковки. Вступление Рос- сии в ВТО в какой-то степе- ни может изменить ситуа- цию, однако вряд ли решит вопрос полностью. Год В стоимостном выражении В физическом объеме 2007 100 100 2008 107 108 2009 102 105 2010 105 109 2011 110 112 2012 116 118 Таблица 1. Индексы роста объемов производства упаковки в России в 2007-2012 годах Александр БОЙКО, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=