Plastics_5_2015

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 5 ( 1 4 5 ) 2 0 1 5 w w w . p l a s t i c s . r u 23 Немаловажен и фактор выбора точки локализации производства. С точки зрения стоимости сырья (пшеницы), электричества и рабочей силы наиболее выгодным регио- ном является южная часть Сибирского фе- дерального округа. Однако это означает и очень высокие расходы на доставку продук- ции к центрам потребления в европейской части России. Так что даже на качественном уровне ясно, что проекты по производству PLA в РФ заведомо обречены на более высокие из- держки, чем аналогичные проекты в других регионах мира. Понятно, что в России PLA с точки зрения себестоимости не сможет кон- курировать с традиционными полимерами, а значит, коммерческий успех таких проектов всецело завязан на господдержку, касается ли она прямого субсидирования инвести- ций различными механизмами (налоговые каникулы, региональные налоговые льго- ты, компенсация стоимости заимствования средств, специальные таможенные режимы для оборудования и материалов на этапе ин- вестиций и эксплуатации, дотации на сырье либо субсидии сельхозпроизводителям, по- ставляющим сырье на такие предприятия) или создания благоприятной регулятивной среды в сфере потребления биоразлагаю- щихся пластиков. Развитие спроса Последний пункт получил летом 2014 года большой резонанс, когда появилась ин- формация о разработке пакета норматив- ных актов, устанавливающих требования к биоразлагаемой упаковке, особенностям государственных и муниципальных закупок в отношении такой продукции, а также о том, что к 2017-2018 году предполагается от- каз от традиционных полимеров в пищевой упаковке с заменой их на биоразлагаемые. Также были обозначены планы правитель- ства о внесении изменений в закон№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» об установлении утилизационного сбора в от- ношении продукции с жизненным циклом менее одной недели. Под такое определение попадает большая часть полимерной упаков- ки: пакеты, пленки, бутылки. Кроме того, обсуждаемые поправки к закону предусма- тривают предоставление предприятиям, осуществляющим производство упаковки (и шире — товаров вообще) из биоразлагаемых материалов, налоговых льгот, льгот по уплате экологического сбора и платежам за нега- тивное воздействие на окружающую среду, финансирование из средств федерального и регионального бюджетов. Новость стала достаточно не- ожиданной для участников рынка — главным об- разом в связи с пол- ной оторванностью предлагаемых мер и целевых показателей от российских реалий. Во-первых, офи- циальных объяснений готовящимся нововве- дениям сразу не последо- вало, что оставило без ответа ключевой вопрос: какие цели пре- следуют все эти инициативы? На первый взгляд, главным здесь является экологиче- ский аспект, и именно в этом ключе отрас- левые эксперты комментировали намерения правительства. Однако нам кажется, что истинной зада- чей этого пакета инициатив являлось вовсе не решение вопросов охраны окружающей среды, а эдакая радикальная и не очень вы- веренная поддержка развития биотехноло- гий. Конечно, расчистить нишу для био- полимеров административным путем — это прекрасная поддержка отрасли (лучше и придумать трудно) в части «стимулирова- ния потребления». В этом смысле подобные меры полностью отвечают задаче развития биотехнологий. С другой стороны, перед правительством страны стоит задача развития внутреннего рынка и традиционной нефтехимической продукции, главным образом полимеров. И здесь в условиях достаточно небольшого спроса на полимерные материалы со сторо- ны промышленных отраслей именно быто- вое потребление представляется основным драйвером роста спроса. Запретить исполь- зование традиционных полимеров в пи- щевой упаковке значит поставить крест на инвестициях в нефтехимическую отрасль и отодвинуть ее развитие на многие годы. Из примерно 3 млн т традиционных полимеров, произведенных в 2013 году внутри страны и поставленных на внутренний рынок, 20% составили пластиковые бутылки, 17%— пи- щевые пленки, 11% — тара и упаковка про- чих видов. Итого чуть менее 50%. Таким образом, объем рынка пищевой упаковки в России—не менее 1,5 млн т в год, а фактически еще больше из-за бутылок, тары и пленок, импортируемых вместе с пищевой продукцией, которая в них упакована. Совер- шенно очевидно, что полностью заместить такой объемполимеров биоразлагаемыми не- возможно просто потому, что весь мир пока не производит столько биопластиков.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=