Plastiks_5_2019

w w w . p l a s t i c s . r u 43 СПЕЦТЕМА/ НОВОЕ В УПАКОВКЕ П Л А С Т И К С № 5 ( 1 8 9 ) 2 0 1 9 риал, характеризующийся определенным комплексом свойств, а именно прочностью, долговечностью, адаптированностью к кон- кретным климатическим условиям, способ- ностью сохранять исходное качество продук- та как можно дольше (в идеале бесконечно долго), созданием препятствия разрушаю- щему доступу кислорода и ультрафиолета. В 1950-е годы упаковка начала завоевывать свое место в цепи «производство — хране- ние — продажа». Однако это были, скорее, интуитивные поиски и наработка опыта. Лишь в 1970-е годы сформировались науч- ные основы получения многослойных пле- нок с барьерными свойствами в том виде, как мы сейчас это понимаем. Интересно, что дискуссия сохранила свою актуальность до наших дней. В настоящее время технологический аспект во многом определяет позиции компании по производ- ству упаковки на рынке барьерных пленок, а эффективность того или иного технического решения во многом обуславливает конкурен- тоспособность производителя установок для изготовления многослойных пленок. Ин- терес к научной стороне вопроса также не иссяк. Исследователи со все большей тща- тельностью изучают, сколько молекул газо- образных веществ проникает внутрь или на поверхность упаковки, сформированной из самых разнообразных сочетаний полимеров. Судя по всему, в борьбе за конкурентоспособ- ность того или иного многослойного мате- риала счет идет действительно на молекулы. К разработке барьерных пленок на на- учной основе быстро подключились многие компании, в том числе те, которые в настоя- щее время относятся к числу мировых лиде- ров отрасли: например DuPont, объединив- шая усилия французских и немецких ученых, иMitsubishi Chemicals, которая реализовыва- ла стратегию японских исследователей. Аме- риканские коллеги также не отставали и, по некоторым сведениям, достигли впечатляю- щих результатов. Так, например, American National Can и Cryovac вошли в число лиде- ров нового и весьма активно развивающегося рынка упаковочных материалов. Судя по всему, время было действитель- но интересное. Воспоминания тех, кто уча- ствовал в гонке за лидерство на новом рын- ке, могли бы занять достойное место в ряду научно-технической мемуаристики, если бы таковая существовала. Приведу довольно часто цитируемые воспоминания Антонио Двиделли, старейшего сотрудника лабора- тории American National Can: «Бесспорно, основной двигающий фактор развития этого направления — требования и «надоедания» пищевиков. Люди хотели покупать свежее и сочное. Им надоели жестяные консервы и замороженные полуфабрикаты. Но не стоит забывать, что за всем всегда стоит доллар. Мы стали делать пленку дешевле однослойной. Этот парадоксальный факт надолго опреде- лил развитие целой отрасли. Мощнейший экономический стимул выгоды двигал впе- ред наши разработки». (Должна заметить: как далек этот восторженный рассказ о работе от описания будней современного менеджера!) Первые результаты были получены на полиэтиленовых пленках. Трехслойная го- ловка опытного экструдера, созданного Windmoeller & Hoelscher (W&H) и установ- ленного в European Science Center, обеспечи- ла равномерное распределение слоев ПЭВД. По воспоминаниям очевидцев, первые до- стижения развития технологии производства многослойных пленок с современной точ- ки зрения были предельно просты, но дали неожиданный (очевидцы употребляют сло- во «потрясающий») эффект. Вслед за этим в качестве дополнительных слоев в пленку стали добавлять полипропилен, полиэтилен низкого давления и даже вторично перерабо- танный гранулят, а затем различные добавки и даже сваривать несвариваемые материалы. К концу 1970-х годов в США и Европе на- ходилось в эксплуатации более 300 экструде- ров, выпускавших довольно разнообразный ассортимент трехслойных пленок. При этом большинство поставщиков трехслойной пленки настаивали, что именно их сочета- ние полимеров, слоев и добавок обеспечит длительное хранение продуктов, сохранение их качества, а также удовольствие покупате- ля, а заодно и процветание производителя. Развитие рынка В дальнейшем рынок многослойных барьерных пленок развивался весьма ин- тенсивно, причем на его поступательное движение как будто бы не очень влияли ка- таклизмы, потрясавшие смежные отрасли. Нестабильные цены на нефть, рост стоимо- сти сырья и даже неудачный опыт пуска в эксплуатацию производства линейного по- лиэтилена не затормозили развитие рынка барьерных пленок в 1980-е годы. Но настоя- щий прорыв произошел в середине 1990-х. До этого момента основными материалами для производства многослойных пленок были полиэтилен (и высокого, и низкого давления) и полипропилен; в качестве ба- рьерных слоев использовались нейлон и полиэтилен высокого давления. В середине 1990-х в барьерных пленках появились по- лиамид и сополимер этилена и винилового

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=