Plastiks_5_2019

w w w . p l a s t i c s . r u 44 СПЕЦТЕМА/ НОВОЕ В УПАКОВКЕ П Л А С Т И К С № 5 ( 1 8 9 ) 2 0 1 9 спирта (EVOH). Фольга, бумага и поли- этилен, соединенные методом сольвентной ламинации, также нашли свое применение. Количество слоев стало стремительно расти и достигло 15. На рынке барьерной пленки появилось международное сегментирование. В произ- водстве многослойной выдувной экструзии лидирующие позиции поделили между со- бой представители США, Японии и Герма- нии. В сегменте технологий и оборудования для ламинирования первенство взяли пред- ставители Бразилии и Италии. В середине 1990-х годов, когда Америка, Западная Европа и значительная часть Азии уже определились с лидерами рынка барьер- ных пленок, страны Восточной Европы, в том числе бывший СССР, включая Россию, только что отвели взгляд от социально- экономических проблем и обратили внима- ние на новые технологические возможности. Научно-техническая общественность и рядо- вые граждане обнаружили, что парниковая пленка — это не единственное, что может быть изготовлено из полиэтилена. Оказа- лось, что пленочные материалы открывают большие возможности для пищевой про- мышленности. А именно эта отрасль в тот период в нашей стране, в прямом смысле слова изголодавшейся по изобилию разно- образных продуктов питания, обеспечивала наиболее быстрый и гарантированный обо- рот финансовых средств. Начался бум пище- вой промышленности, который, как сказали бы сегодня, оказался драйвером развития смежных отраслей. Появилась как самостоя- тельная отрасль и упаковка, которая в свою очередь обеспечила спрос на качественную полиграфию на полимерных материалах и на сами полимерные пленки. Производите- ли оборудования для выпуска многослойных пленок ринулись в Россию и нашли здесь не- исчерпаемый рынок. Несмотря на то, что в настоящее время всевозможные барьерные пленки в России выпускают несколько сот больших, средних и малых компаний, пул крупнейших производителей оборудования для изготовления многослойных пленок практически в прежнем составе присутствует на отечественном рынке. Наши коллеги по соцлагерю также не остались в стороне от активного развития рынка многослойной пленки. Например, Польша в некотором отношении даже опере- жает нас: в этой стране, которая существенно меньше России по территории, насчитыва- ется более 3 тыс. единиц оборудования для изготовления многослойных пленок. Правда, есть один нюанс. К этому времени Западная Европа и США ощутили признаки кризиса перепроизводства оборудования для выпуска многослойных пленок. Поэтому на первом этапе развития своего национального сегмен- та многослойных пленок Польша, впрочем, как и Болгария, Словакия и другие восточ- ноевропейские страны, стали покупателями оборудования, бывшего ранее в употребле- нии в западноевропейских странах. Впрочем, инвестиции заинтересованных западноевро- пейских компаний сделали свое дело, и те- перь мыможем с уверенностью говорить о хо- рошо сформированном рынке многослойных пленок в Восточной Европе и СНГ. Вместе с тем темп роста рынка замедлил- ся. В 2001 году, по оценке экспертов, темп развития рынка многослойных пленок со- ставлял 10-11%. По итогам 2003 года рост рынка оценивался на уровне 8%. В 2015 году рост потребления многослойных пленок достиг 5% в год; те же 5% ежегодного роста прогнозировались и в дальнейшем. Однако судя по тому, что конкурентная борьба между изготовителями барьерных пленок перешла в плоскость повышения качества, стремления удовлетворить самые разнообразные запросы потенциальных потребителей, то есть произ- водителей пищевых продуктов, предложения на рынок пленок со все большим количе- ством слоев и вариативностью материалов и их сочетаний, реальный рост потребления барьерных пленок сейчас ниже 5% в год. Договоримся о понятиях Несмотря на то, что словосочетание «ба- рьерные пленки» активно используется уже не один десяток лет, смею утверждать, что термин этот не то чтобы ошибочен, а избыто- чен, я бы даже сказала, вводит в заблуждение. Нет, многослойные пленки действительно представляют собой барьер для проницаемо- сти сквозь них обширного перечня веществ. Но вообще-то это базовое свойство твердо- го материала. Почему же свойство «барьер- ность» применительно к полимерной пленке возвели в такой ранг значимости? В общем виде определение барьерных пленок звучит следующим образом: это однослойные или многослойные пленки, предназначенные для предотвращения про- ницаемости, сокращения (ограничения) проницаемости или выборочной проницае- мости запаха, водяного пара, газов (кислоро- да, азота, углекислого газа), УФ-излучения. Получается, что барьерность с точки зре- ния полимерной пленки трактуется так ши- роко, что дальше некуда: можно проникать, можно не проникать, можно сильно про- никать, можно слабо проникать. И в чем же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=