Plastiks_5_2019

w w w . p l a s t i c s . r u 46 СПЕЦТЕМА/ НОВОЕ В УПАКОВКЕ П Л А С Т И К С № 5 ( 1 8 9 ) 2 0 1 9 ных пленок и совершенствовании оборудова- ния для их производства в настоящее время очень сложно. Компании и исследователь- ские центры находятся в состоянии конку- рентной гонки. Ситуация такова: либо ты все время находишь что-то новое и немедленно предлагаешь это клиентам, либо остаешься на уровне стандартных комбинацийматериалов. Описывать постоянно появляющиеся техни- ческие решения лидеров рынка практически бессмысленно, так как данная информация устаревает уже в момент своего появления на страницах журнала. Рассказывать о стандарт- ных комбинациях материала не имеет смыс- ла, потому что о них все известно уже лет 15. Как правило, технологи на предприяти- ях владеют основными методами и прие- мами выбора материалов и сочетания их в многослойной пленке. Результаты не всег- да предсказуемы, но общие подходы из- вестны заранее. Например, общеизвестно, что сополимер этилена с виниловым спир- том (EVOH) имеет наилучшие показатели свойств в отношении ограничения прони- цаемости кислорода. Однако этот сополимер характеризуется высокой паропроницаемо- стью. Посредством изменения соотношения этиленовых фрагментов и винилового спир- та можно регулировать кислородопроница- емость и водопроницаемость сополимера. Можно снизить его водопроницаемость пу- тем увеличения содержания полиэтилена. Однако увеличение влажности приводит к снижению «барьерности» по кислороду всех известных сополимеров этилена с винило- вым спиртом. В ряде случаев повышение температуры не так существенно влияет на потерю барьерных свойств по кислороду, как эффект сочетания температуры и влажности. Отраслевая литература приводит све- дения о свойствах многослойных пленок разного состава. Часть этих сведений обще- известна, другая представляет собой резуль- тат разработок под индивидуальные запро- сы потребителей. Специалисты в данной сфере используют различные методики, не всегда унифицированные, и разнообразные условия эксперимента, исходя из запросов конкретных потребителей упаковки. При- ведение всех результатов к единому знаме- нателю не представляется невозможным, а сравнивать огромное количество вариантов многослойных пленок, пожалуй, нецеле- сообразно, ведь пленки, показавшие хоро- шие результаты в одних производственно- технологических условиях, проигрывают другим пленкам в иных условиях. В этих условиях развитие рынка барьер- ных пленок идет по пути все большей сег- ментации рынка. И такие сектора становятся все более узкими. Граничными условиями формирования более узких сегментов ста- новится все большее количество факторов, принимаемых во внимание производителя- ми пленок: не только вид продукта питания (мясо, рыба, колбаса, сок, вино и т.д.), спо- соб обработки пищевого продукта (горячее или холодное копчение, варка, состав и ко- личество специй), температура, влажность, но и другие факторы, например освещен- ность при хранении и транспортировке, воз- можность повторного открывания упаковки. Такой характер структурирования рынка, как правило, нивелирует возможность и необходимость его анализа, поскольку про- падает важность позиционирования компа- нии на рынке, но появляется необходимость доминирования на собственном, созданном под себя сегменте. Не хотелось бы, чтобы читатель пришел к выводу, что автор начисто отвергает все до- стижения компаний, выпускающих много- слойные пленки, их исследовательских и проектных подразделений, действительно много сделавших для того, чтобы продукты питания нашли своего покупателя, сохраняя необходимые качества. Совершенно спра- ведливым будет сказать, что современная пищевая промышленность в долгу перед полимерщиками, потому что без современ- ной качественной многослойной упаковки половина, а то и больше продуктов питания просто пошла бы на свалку. Благодаря гра- мотно сделанной упаковке мы сохраняем ценнейший ресурс — продукты питания. Просто пора уже сделать следующий шаг: перевести «барьерность» из описательной, имиджевой категории в категорию техно- логических параметров, наряду с другими важными физико-химическими и физико- механическими параметрами многослойных пленок. Barrier Films: Nice Image or True Property? Lilia Guseva Despite the fact that the packaging in- dustry offers today a wide range of materials and packaging types, the demand for flexible plastic packaging is persistently high. This is in large part thanks to multilayer films and, in particular, to the segment of the so-called “barrier films”. However, what is the exact meaning of the concept of a barrier here and does this property have any gradations? Our expert tried to see into the matter.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=