Plastiks_5_2019

БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 5 ( 1 8 9 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 54 Рост налоговых поступлений Номинальный объем реализации про- дукции в обрабатывающей промышлен- ности РФ, измеряемый в текущих ценах, за период 2016-2018 годов увеличился с 34,97 до 43,95 трлн руб., что соответствует средне- годовому приросту на 12,1% (табл. 1). Сум- марный объем поступлений в консолиди- рованный бюджет РФ трех видов налогов, наиболее характерных для обрабатывающей промышленности, за тот же период возрос с 8,445 до 11,33 трлн руб., что соответствует среднегодовому приросту на 15,8% (табл. 1). Это означает, что средние темпы прироста налоговых поступлений превышают анало- гичный показатель объема реализации про- дукции в 1,3 раза. Большинство экспертов объясняют опережающий рост налоговых по- ступлений улучшением администрирования сбора налогов, или, говоря простым языком, «выжиманием» денежных средств из налого- плательщиков. Нетрудно предположить, что в последующие годы налоговые органы по- стараются сохранить эту тенденцию. Следует отметить, что успехи налоговых органов имеют под собой объективную осно- ву. В настоящее время налоговые инспек- ции контролируют формирование и уплату налога на добавленную стоимость (НДС), отслеживая с помощью АСК НДС (автома- тизированная система контроля уплаты на- лога на добавленную стоимость) цепочки предприятий-контрагентов до 7-го уровня кооперации и тем самым пресекая попытки снизить налоговые платежи путем исполь- зования фирм-однодневок или раздувания расходов контрагентов. Некоторые эксперты считают, что аналогичные системы будут вве- дены для контроля других видов налогов — налога на прибыль (НП) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) [1]. Несомненно, для их разработки потребуется несколько лет работы с привлечением высококвалифици- рованных специалистов по экономике раз- личных отраслей промышленности. Однако независимо от того, будут такие системы созданы или нет, ясно одно: сле- дующим объектом пристального внимания налоговиков станет внутренняя экономика предприятий, а именно себестоимость про- изводства продукции и ключевые статьи рас- ходов. Предъявление жестких требований к обоснованности затрат по наиболее значи- мым статьями уровнюсебестоимости в целом является стратегическим резервом налоговых органов для дальнейшего повышения налого- вых сборов с промышленных предприятий. Если какое-либо предприятие не будет готово к новому уровню требований, то оно рискует потерять десятки миллионов рублей в виде доначислений налогов и штрафов. Большинство предприятий отечествен- ной отрасли переработки пластмасс от- носится к малому или (реже) среднему бизнесу. Одно из уязвимых мест малых предприятий — недостаточная регламен- тация производственно-технологических и бизнес-процессов. Например, нормативно- техническая (НТД) и технологическая доку- ментация (ТД), имеющаяся на большинстве предприятий, часто носит формальный ха- рактер (является недостаточно конкретной или неполной), а иногда содержит даже эле- ментарные недоработки или ошибки, что де- лает невозможным построение объективной экономики таких заводов. Поэтому на таких предприятиях расходы на производство про- дукции являются информационно неопреде- ленными, то есть непрозрачными. В случае проведения анализа расходов такая ситуация Общепринятая точка зрения гласит, что неукоснительное выполнение требований налогового законодательства, а также положений и инструкций по бухгалтерскому учету страхует предприятие от претензий налоговой инспекции. Однако экспертжурнала «Пластикс» считает, что для достижения подлинной налоговой безопасности необходима также развитая внутренняя экономика предприятия, обеспечивающая прозрачность формирования всех видов затрат на производство продукции. В первых двух частях статьи обсуждаются налоговые риски, связанные с повышенным расходом материалов, и показывается способ снижения уровня данного показателя Налоговая безопасность: опережая вопросы ФНС Максим КРАЙНОВ, независимый эксперт Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Значение, млрд руб. Темп прироста, % Значение, млрд руб. Темп прироста, % Значение, млрд руб. Темп прироста, % Объем реализации продукции, выпускаемой перерабатывающей промышленностью 34 967,1 — 38 733,2 10,77 43 948,6 13,46 Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ, всего 8444,9 — 9611,0 13,81 11 327,6 17,86 В том числе: НДС 2657,4 — 3069,9 15,52 3574,6 16,44 НДФЛ 3017,3 — 3251,1 7,75 3653,0 12,36 НП 2770,2 — 3290,0 18,76 4100,0 24,62 Таблица 1. Объемы реализации продукции перерабатывающей промышленности и налоговых поступлений в бюджет РФ в 2016-2018 гг. (источники: www. gks.ru , www.analytic.nalog.ru )

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=