Plastics_5_2020

ТЕМА НОМЕРА/ ТРЕНДЫ РЫНКА УПАКОВКИ П Л А С Т И К С № 5 ( 2 0 0 ) 2 0 2 0 w w w . p l a s t i c s . r u 28 данных за 2018 год. При этом он серьез- но отличается в разных странах: от 21% в Болгарии до 96,2% в Германии. Обнародование подобных фактов практически никак не повлияло на по- ток заявлений о намерении отказаться от применения пластиковой упаковки, поступающих от розничных сетей и про- изводителей потребительских товаров. Дело в том, что в общественном созна- нии прочно укоренилось утверждение о том, что альтернативные пластмассе ма- териалы более экологичны, и это застав- ляет людей все настойчивее добиваться запрета выпускаемых из полимеров од- норазовых изделий. Другие материалы не испытывают подобного давления, не- смотря на то, что в европейских странах пластик отвечает лишь за малую часть отходов, представляющих собой исполь- зованную упаковку. Согласно данным организации Eurostat за 2016 год (более свежие пока недоступны), доля пластмассы в отхо- дах составляет 19%, при этом бумаги и картона — 41%, а стекла и похожих веществ — тоже 19%. На организованной ICIS конферен- ции PET Value Chain, проходившей в марте 2019 года, представители Евро- комиссии признали, что всеобщая за- цикленность на ограничении оборота одноразовых полимерных изделий кос- венно приводит к непропорциональной концентрации усилий законотворцев на данной тематике. Это связано с тем, что их шаги, предпринимаемые в данном на- правлении, пользуются широкой обще- ственной поддержкой, которой пока не наблюдается в отношении других видов упаковки. Такая ситуация уже привела к пере- избытку законодательных инициатив, направленных на полимерную отрасль. Одним из последних постановлений стало введение в Италии налога на весь пластик (за исключением вторичного и полученного из биосырья) в размере 0,45 евро/кг, которое должно вступить в силу 1 июля текущего года. Этот шаг однозначно нацелен на поощрение ис- пользования рециклята при изготовле- нии изделий. В последние годы клиенты на европейском рынке вторичных ма- териалов разделились на две катего- рии. Одни покупают подобное сырье, в первую очередь исходя из привержен- ности экологической политике. Обычно это компании из сектора производства упаковки, находящиеся под давлением со стороны общественности и готовые платить за вторичку больше, чем за первичные материалы ради того, чтобы гарантировать бесперебойность поста- вок. Другие фирмы, наоборот, выбирают рециклят в целях экономии. В странах, расположенных на юге Европы, вторые встречаются чаще, чем в других частях континента. Все это связано с предписаниями ев- ропейского законодательства, согласно которым к 2025 году ПЭТ-материал, идущий на изготовление бутылок, должен минимум на 25% состоять из восстанов- ленного сырья в каждой отдельно взятой стране, а к 2030 году доля рециклята в составе всех бутылок, предназначенных для розлива напитков, превысит 30%. Вышеуказанные требования, а также то обстоятельство, что даже если цена на восстановленный материал значительно превышает стоимость первичного, его приобретение имеет экономический смысл благодаря наличию налоговых льгот для компаний, должны усилить спрос на рециклят в том числе со сторо- ны тех компаний, которые раньше таким сырьем практически не интересовались. Как бы то ни было, пока законода- тельные ограничения направлены исклю- чительно на полимерную индустрию, а не на поставщиков самых разных мате- риалов для упаковки, сохраняется риск того, что другие производители получат несправедливое конкурентное преиму- щество. Вместо того чтобы содействовать лик- видации кризиса, вызванного отходами, и способствовать расширению идеи ре- циклинга, подобные меры могут лишь вынудить промышленность перейти на альтернативные материалы, не менее, а порой более вредные для окружающей среды. Таким образом, проблема не решается, а скорее перекладывается с места на место. Ситуация усугубляется продолжаю- щимся давлением со стороны потре- бителей, а также недостатком знаний о степени негативного воздействия на окружающую природу других материа- лов. Также очевидна повсеместная неспо- собность добиться целевых показателей собираемости отходов, что было деталь- но продемонстрировано в предыдущих исследованиях ICIS. Сбор отходов в Ев- ропе преимущественно контролируется местными властями. Проблемы недо- финансирования, берущие свое начало еще в финансовом кризисе 2008 года, не позволяют существующим системам утилизации угнаться за ростом объемов упаковки, а также повышением сложно- сти ее структуры. Нехватка широко востребованных марок рециклята — в первую очередь прозрачных материалов, наиболее при- влекательных для производителей упа- ковки — привела к тому, что в 2019 году цены на вторичные ПЭ и ПП в виде не- окрашенных гранул впервые превысили стоимость соответствующего первично- го сырья, при этом разница расценок на первичный ПЭТ и rПЭТ в гранулах, при- годный для использования с продуктами питания, достигла рекордных значений (рис. 1). Неудивительно, что, столкнувшись с дефицитом подходящего по качеству вторичного сырья и ужесточением дей- ствующего законодательства, не затро- нувшим альтернативные упаковочные материалы, некоторые компании поду- мывают об отказе от пластика. Однако продолжение политики, подталкивающей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=