Plastics_5_2020

СПЕЦТЕМА/ ПРАКТИКА РЕЦИКЛИНГА П Л А С Т И К С № 5 ( 2 0 0 ) 2 0 2 0 w w w . p l a s t i c s . r u 34 В сфере бытовой электроники корпусные элементы из полимеров часто декориру- ются под металл, что нередко вводит в за- блуждение. В особенности это касается композитов и наполненных полимеров, имеющих большую плотность, так что иногда их невозможно отличить по весу, к примеру, от сплавов алюминия. Соответствующие рекомендации пла- нируется включить в общий свод правил «дизайна для перерабатываемости». В итоге в качестве необходимых мер страте- гия декларирует, во-первых, разработку всеобъемлющей терминологической базы для этой области, в том числе формули- ровку элементарного критерия, является ли тот или иной дизайн подходящим или нет. Во-вторых, предполагается создание интегрированного свода конкретных ре- комендаций по конструированию, про- ектированию, дизайну и декорированию полимерных изделий и компонентов. По всей видимости, на первых порах это бу- дут именно рекомендации, но не исключе- но, что с какого-то момента они превра- тятся в требования. По крайней мере уже сейчас стратегия заявляет требование к упаковке: она вся должна быть перера- батываемой к 2030 году. В качестве еще одной меры в этой группе мероприятий стратегия деклари- рует поддержку исследований и поиска новых полимерных материалов, а также технологий использования существую- щих пластиков для того, чтобы обеспе- чить необходимый функционал изделиям (например, газобарьерную защиту про- дуктов питания) без необходимости при- думывания сложной конструкции. Один из вариантов — мономатериальное ис- полнение товаров. Организация систем по сбору и переработке Стратегия, безусловно, не оставляет без внимания и такое важное направле- ние, как совершенствование существую- щих в странах ЕС систем по сбору и пере- работке полимерных отходов. Раздельный сбор отходов (особенно бытовых) оказы- вает весьма ощутимое влияние на управ- ление потоками пластмасс и позитивно сказывается на общем уровне их перера- ботки с доведением вторичного материа- ла до товарного состояния. Однако Евро- пейская комиссия признает, что на этом пути остается достаточно много работы. Например, схема door-to-door (грубо го- воря, разные баки для разных отходов в каждом домовладении/квартире) реали- зована в 18 из 28 стран Евросоюза, од- нако лишь в 4 из них осуществляется сбор полимерных бытовых отходов в качестве отдельного, самостоятельного потока. В остальных полимеры собираются в сме- си с другими материалами одного-двух и более типов. Еще в 6 странах они соби- раются вместе с металлами в специально выделенных точках. 4 государства вообще не выделяют полимеры из общего объема бытовых отходов, в том числе органиче- ских (так же дело обстоит и в России). Впрочем, системы сбора активно со- вершенствуются странами-участницами самостоятельно, поскольку ряд более ранних документов ЕС установил требо- вания и нормативы по раздельному сбору (безотносительно к именно полимерной тематике). В стратегии перспективным направлением названа схема, в которой населению предлагаются альтернативные способы сбора мусора, однако плата за соответствующие услуги выстраивается так, что более сложный способ сорти- ровки (отдельно по типам материальных потоков) оказывается наиболее дешевым, а сбор вообще безо всякого разделения (в том числе бинарный — на органику/ неорганику) — самым дорогим. Будучи раздельно собранными, отходы требуют сортировки и последующей пере- работки, в случае с полимерами — во вто- ричные пластики (это, собственно, и есть рециклинг). Как уже отмечалось выше, структура отрасли в ЕС такова, что около половины полимерных отходов (продукты сортировки, сырье для рециклинга) экс- портируется из ЕС, что указывает на недо- статочность мощностей. Еврокомиссия от- мечает, что для достижения поставленных целей по уровню рециклинга полимерных отходов (55% к 2025 году) требуется ввести в строй 250 новых предприятий по сортировке и 300 по переработке, что потребует инвестиций в размере 0,7- 1,3 млрд евро ежегодно. Конкретные меры в этом направлении не определены стратегией, но из контек- ста понятно, что в фокусе будет разра- ботка программ льготного кредитования или софинансирование соответствующих проектов европейскими институтами развития. Еще одно потенциальные направление повышения качества сортировки и степени рециклинга в первую очередь упаковоч- ной продукции — это повышение ее «про- слеживаемости» (traceability). Суть этого подхода состоит в нанесении на упаковку специальной маркировки, предназначе- ние которой заключается в доведении как до пользователя, так и до оператора по обращению с отходами необходимой информации, способствующей больше- му (или более правильному) вовлечению таких отходов в цикл переработки. Это, например, сведения об использованных материалах и аддитивах и рекомендации по отчуждению (выбрасыванию) или пере- работке с учетом этой информации. Более радикальная трактовка этого подхода заключается во введении в струк- туру материалов специальных химических маркеров, которые позволяли бы точно отделять их при автоматической (инфра- красной) сортировке смесевых отходов, что актуально для некоторых видов пла- стиков. Суть планируемых мероприятий здесь заключается в первую очередь в подготовке соответствующей норматив- ной документации и поддержке исследо- ваний и разработок в технологической

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=