Plastics_5_2020

СПЕЦТЕМА/ ПРАКТИКА РЕЦИКЛИНГА П Л А С Т И К С № 5 ( 2 0 0 ) 2 0 2 0 w w w . p l a s t i c s . r u 35 части (автоматическая идентификация по интегрированным меткам). Важное место в комплексе мер за- нимает стратегия расширенной ответ- ственности производителя (РОП). Ее суть заключается в том, чтобы возложить на изготовителя продукта или изделия ответ- ственность за весь жизненный цикл това- ра, включая фазы сбора и переработки отходов. Таким образом, производите- лям вменяется в обязанность либо обе- спечить в соответствии с определенными нормативами сбор и переработку отхо- дов, образующихся из их же товаров, либо — в случае отказа — заплатить не- кую компенсацию. Соответствующие до- полнительные издержки компании могут учесть или при формировании цены на свои товары, или же путем реализации продуктов, изготовленных из собствен- ных отходов и рециклята. На практике работу с изделиями на поздних фазах их жизненного цикла вы- полняют специализированные организа- ции, которые получают финансирование от производителей. Идея в том, что компа- нии, контролирующие дизайн и свойства собственной продукции, могут фактиче- ски управлять потенциалом полезного использования соответствующих отходов (закладывать «перерабатываемость» при разработке). При этом включение в цену продукта больших издержек в рамках РОП на конкурентных рынках невозмож- но, поэтому производители будут вынуж- дены прибегать к таким изменениям това- ров, которые минимизируют издержки. Наиболее очевидный вариант для упа- ковки — выполнять ее в форме, способной к повторному использованию. В этом слу- чае задача производителя — обеспечить возврат такой упаковки после использо- вания потребителем. В качестве примера можно привести распространенную в Европе практику возмещения части стои- мости товара после возврата тары. В случае одноразовых изделий тактика снижения издержек в рамках РОП может заключаться в создании продуктов, отхо- ды которых являются более качественным сырьем для переработки. Это увеличива- ет собственные доходы переработчиков и снижает издержки производителей това- ров. Кроме того, закладывание дополни- тельных затрат в цену продукта влияет и на поведение потребителей, стимулируя их делать выбор в пользу таких изделий, для которых поздние фазы жизненного цикла характеризуются наименьшими издержками. Иными словами, потреби- тель призывается, например, к отказу от приобретения избыточной упаковки, что также соответствует целям стратегии. На правах рекламы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=