Plastics_5_2021

БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 5 ( 2 1 1 ) 2 0 2 1 w w w . p l a s t i c s . r u 49 системы, способные улавливать газы, вы- деляемые при сжигании мусора. В табл. 2 представлены ориентировочные значе- ния стоимости мусороперерабатываю- щих и мусоросжигающих предприятий. Ситуация в России За последние годы в России прак- тически не проводились серьезные организационно-технические мероприя- тия, касающиеся обращения с отходами. В результате в настоящее время в стране сложилась сложная ситуация. В докладе Павла Бесшапова на общероссийском форуме «Частные операторы коммуналь- ной инфраструктуры» [1] в частности от- мечается следующее: — ежегодно в РФ образуется более 50 млн т ТКО. На территории РФ рас- положено более 50 тыс. свалок на терри- тории более 1 млн гектаров земли; — менее 0,5% объектов размещения ТКО соответствует нормам законода- тельства РФ; — менее 2% ТКО вовлекается во вто- ричный оборот. Как следствие, в РФ не развивается отрасль переработки вто- ричных материальных ресурсов, а ма- лые населенные пункты не обеспечены качественными услугами по обращению с ТКО. С 2019 года в России внедряется но- вая система обращения с отходами — на- циональный проект «Экология». Однако пока (учитывая большой разброс данных) количество вторично использованных полимерных материалов, вовлеченных в оборот, составляет в нашей стране лишь 10% [2] (рис. 2). Нужно отметить, что в России вне- дрение технологических инноваций, от- вечающих концепции ЭЗЦ, достигается довольно просто, в том числе за счет закупок современного сортировочного, моечного и рециклингового оборудо- вания, однако организация совместной работы бизнеса с законодательными и административными органами требует гораздо больше усилий. Созданная в стране новая систе- ма, базирующаяся на взаи- модействии с региональными операторами по обращению с отходами, пока буксует. Так, представитель этого направле- ния указывает [2] на следующие проблемы: — отсутствие сведений о коли- честве вторичных ресурсов; — разброс цифр имеющихся в стране мощностей по переработке отходов от 10,5 до 12,6 млн т; — отсутствие системы раздельного сбора отходов и логистических цепочек; — отсутствие контроля за компаниями- утилизаторами; — дороговизна вторичного полимер- ного сырья по сравнению с первичным на 12-25%. Остаются без ответа главные вопро- сы: на какой базе строится экологическая политика и с кого можно спросить выпол- нение программы по развитию сектора рециклинга? Несколько лучше ситуация в Москов- ском регионе. Область рапортует о за- крытии (рекультивации) 39 полигонов. Из 7,5 млн т ТКО, собранных в регионе (при- мерно 11% от всего объема российских ТКО), к 2023 году на полигоны будет от- правляться только 7,8%. Однако в секторе переработки преобладают мощности по сжиганию отходов. Хуже обстоят дела с утилизацией других видов полимерных отходов, об- разующихся после истечения срока жиз- ни изделий с более длительным периодом эксплуатации (в табл. 3). Повторное использование 5,9 Экспорт *12,8 Импорт +9,3 Прочие (клеи, волокна, лаки и т.д.) Экспорт Импорт Отходы 5,9 Депонирование <0,1 Потребление пластмасс 15 Производство пластмасс 18,5 Упаковка, строительные материалы, автокомпоненты, электротовары, ТНП, мебельные комплектующие, сельскохозяйствен? ные материалы и прочее Пластмассы, отправляемые на переработку 12,1 Пластмассы, содержащиеся в бытовых и коммерческих изделиях 101,1 Таблица 1. Реализация отходов в странах мира в 2003 году Реализация отходов Россия Франция Германия % млн т % млн т % млн т Общее количество ТБО. Из них: 100 2,6-3 100 27,5 100 44,9 поступает на полигоны 80-85 2,3-2,5 46 12,6 30 13,3 сжигается 10-15 0,3 37 10 29 13 утилизируется 5-10 0,2 10 2,8 28 12,5 биопереработка незначительное количество незначительное количество 7 1,8 13 6,1 Рисунок 1. Баланс всего объема полимерных материалов в Германии в 2015 году, млн т Количество жителей в обслуживаемом городе и регионе, тыс. человек Масса ТБО, тыс. т/год Стоимость перерабатывающего завода, млн долл. США мусороперерабатывающий мусоросжигающий комплексный 320 64 12-15 30-40 20-25 500 100 15-20 40-50 25-35 650 130 20-28 50-60 35-45 1000 200 28-38 60-80 45-55 Таблица 2. Ориентировочная стоимость мусороперерабатывающего предприятия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=