Plastics_5_2025
П Л А С Т И К С № 5 ( 2 5 6 ) 2 0 2 5 w w w . p l a s t i c s . r u 43 СПЕЦТЕМА / ТРУБЫ И ТРУБКИ 1) очистка концов труб , фитингов , по - верхностей торцевателя и нагревателя ; 2) крепление соединяемых заготовок , 3) торцовка концов труб или фитин - гов ; 4) поверка качества сборки заго - товок ; 5) измерение давления перемещения ; 6) оплавление концов трубы или фи - тинга ; 7) соединение концов труб или фи - тинга ; 8) выдержка концов трубы или фитин - га под давлением в течение всего време - ни охлаждения в машине ; 9) охлаждение в машине без давления или вне машины , если это предусмотрено инструкцией . Остановимся подробнее на данных этапах . Очистка путем выполнения фиктивных соединений . В стандарте ISO [2], в част - ности , описывается порядок выполнения фиктивных соединений с целью очистки нагревателя . Этот нюанс заимствован , очевидно , из британских норм [4]. По наблюдениям автора , пока этот трудоем - кий способ очистки не стал популярным среди российских строителей . Подготовка . Подготовительные ра - боты выполняются операторами в со - ответствии со спецификациями . Они не автоматизированы и потенциально бесконтрольны . Результаты подготовки зависят от аккуратности операторов и в значительной мере определяют качество соединений . Многие эксперты считают плохую подготовку главной причиной аварий на ПЭ - трубопроводах . Крепление заготовок , торцовка и по - верка качества сборки описаны в стан - дартах , в принципе , аналогично , хотя и отличаются некоторыми деталями , кото - рые будут рассмотрены ниже . До начала соединения эксперимен - тально определяются фактические усилия трения холостого хода и трения в машине с зажатыми заготовками ( давление пере - мещения по показаниям манометра гид - росистемы или динамометра ). Силоиз - мерители машин должны обеспечивать контроль усилия смыкания торцов на всех этапах соединения заготовок . Показания силоизмерителей — манометров гидро - систем привода или пружинных динамо - метров для конкретных машин — обычно даны в паспортах машин . При необходи - мости проводится тарировка силоизме - рителей . Расчеты давления в гидросисте - ме , обеспечивающего заданное усилие Параметр Значение Температураbнагревателя , С ° 220±10 Давление выравнивания + давление перемещения , МПа 0,17±0,02 Минимальный размер первичного валика , мм 0,5+0,1EN Минимальное время прогрева , с (13,5±1,5)×EN Давление при прогреве , МПа 0 сверх давления перемещения Максимальное время технологической паузы , с см . ISO 12176-1 Давление при соединении , МПа 0,17±0,02 Максимальное время достижения давления соединения , с 3+0,03×DN Минимальное время охлаждения в машине под давлением , мин EN+3 ( толщина EN до 1 мм ) 0,015×EN²-0,47× EN+20 c (EN выше 18 мм ) Минимальное время охлаждения вне машины , мин может быть рекомендовано Параметр Значение Температураbнагревателя , ° С 232,5±7,5 Давление для образования первичного валика + давление перемещения , МПа 0,15±0,02 Минимальный размер первичного валика , мм по приложению В [2] Минимальное время прогрева , с 10EN+60 Давление при прогреве , МПа 0 сверх давления перемещения Максимальное время технологической паузы , с ≤ 10 Давление при соединении + давление перемещения , МПа 0,15±0,02 Время соединения ( первый этап ), с 10±1 Пониженное давление при остывании , МПа (-0,025±0,002 Минимальное время охлаждения в машине под пониженным давлением , мин 0,015×EN 2 -0,47×EN+20 c Минимальное время охлаждения вне машины , мин может быть рекомендовано Таблица 1. Основные и вспомогательные параметры процедуры ЕНД Таблица 2. Основные и вспомогательные параметры для процедуры сплавления ДНД
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=