Plastics_6_2010

ТЕМА НОМЕРА /ОБЗОР 23 П Л А С Т И К С № 6 8 8 ( ) 2 0 1 0 w w w . p l a s t i c s . r u Экстерьер и интерьер Чтобы стать композиционными материалами с набором необходимых автопроизводителю свойств, промыш- ленные марки термопластов должны претерпеть дополнительную модифи- кацию. Схематично основные направ- ления этих преобразований показаны на примере модификации композиций полипропилена для деталей интерьера и экстерьера автомобиля (рис. 1, 2). Базируясь, в принципе, на одной и тойже полимернойматрице—полипро- пиленовой, — создаваемые материалы должны по ряду позиций иметь суще- ственные функциональные различия по механическим свойствам, эстетическим качествам и даже в физико-химическом отношении. Этот переход к сложной многокомпонентной и многофункцио- нальной композиции (компаундирова- ние) реализуют на стадии смесительной экструзии. В процессе компаундирова- ния материал приобретает новые функ- циональные качества. Наиболее крупными пластмассо- выми компонентами в автомобиле являются передний (рис. 3) и задний бамперы. Важнейшие функции этих деталей—минимизация опасности для жизни пассажиров и максимальное со- хранение целостности и работоспособ- ности основного технического компо- нента — двигателя и его обвязки — при столкновении с препятствием. Разруше- ние, даже при низких температурах, не должно сопровождаться образованием острых травмоопасных осколков. Бампер, кроме того, несет важную эстетическую функцию, следователь- но, материал должен обеспечить каче- ственную поверхность этого изделия. А поскольку это крупногабаритная деталь, нужно, чтобы материал обла- дал хорошей текучестью; его техноло- гическая усадка должна быть строго выдержана для необходимого — с ми- нимальным зазором — сочленения со смежными деталями: фарами, решет- кой радиатора, арками колес. В общем виде механические свойства материала характеризуются невысоким модулем упругости, значительной деформацией при разрыве, высокими показателями ударной вязкости (табл. 1). В частно- сти, характерно отсутствие разрушения при нормальной температуре даже об- разцов с надрезом. Состав материала может предусма- тривать возможность окрашивания в двух технологических вариантах: — окрашивание в массе — для не очень строгих эстетических решений; — поверхностное окрашивание, ко- торое предполагает четкое совпадение или гармоничное сочетание с окраской автомобиля. Такому окрашиванию предшествует термохимическая моди- фикация поверхности для обеспечения адгезии лакокрасочного покрытия. Передний и задний бамперы изго- тавливают из одного материала, по- скольку технические функции этих деталей равнозначны, а эстетически они должны формировать единство Экстерьер автомобиля Требования к используемым в конструкции современного легкового автомобиля полимерным материалам — в первую очередь термопластам — постоянно увеличиваются вследствие роста технологических, эстетических и экономических запросов автопрома. Авторы статьи демонстрируют, как выполняются эти требования, на примере крупногабаритных, а также технически сложных автокомпонентов Рисунок 1. Основные задачи модификации ПП при разработке композиций для интерьера автомобиля Термо- и УФ- стабильное окрашивание в массе Интерьер автомобиля Стойкость к царапанию Баланс модуля, ударопрочности и теплостойкости Морозостойкость Реологические свойства, высокое качество поверхности Минимизация специфических запахов и эмиссии Рисунок 2. Основные задачи модификации ПП при разработке композиций для экстерьера автомобиля Баланс модуля и ударопрочности Высокие деформации при растяжении Баланс реологии, усадки и коробления Прочность в спае потоков (в т.ч. при минусовых температурах) Стойкость к атмосферным воздействиям (УФ, влага, отрицательные температуры) Качество поверхности, способность к окрашиванию ЛКМ Рисунок 3. Передний бампер в сборе на фронтоне новой модели «ГАЗель-Бизнес»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=