Plastics_6_2010
ТЕМА НОМЕРА /ОБЗОР П Л А С Т И К С № 6 ( 8 8 ) 2 0 1 0 w w w . p l a s t i c s . r u 24 дизайна и конструкции нижнего пояса автомобиля. Наружные молдинги дверей, вы- полняющие защитные функции, не яв- ляются конструктивными элементами, и требования разных производителей к ним могут существенно различаться: это могут быть как материалы типа ТЭП или резины, так ижесткий минералона- полненный полипропилен (табл. 1). Завершая рассмотрение термо- пластичных материалов для деталей экстерьера, следует упомянуть такой элемент, как накладка воздухозабор- ника, или жабо (рис. 4). Эстетически эта деталь обеспечивает монолитность конструкции на стыке ветрового стек- ла и капота. В отличие от молдингов, жабо изготавливают из жесткого мо- розостойкого материала на основе полипропилена. Деталь препятствует попаданию потоков дождя и мусора (например, сухих листьев) в подкапот- ное пространство, подвергается меха- ническому воздействию при очистке от снега и льда. Типовые свойства ма- териала для изготовления жабо пред- ставлены в таблице 1. В интерьере легкового автомоби- ля можно сопоставить функции при- борной панели и панелей дверей и, соответственно, свойства материалов. На приборной панели (рис. 5) разме- щают, в первую очередь, комбинацию приборов управления, сигнальные си- стемы, аудиоаппаратуру; здесь же рас- полагаются вспомогательные ниши и ящики. Конструктивные функции панели управления требуют, с одной стороны, определенной жесткости. В то же время условия безопасно- сти водителя и пассажира требуют специфики поведения материала при ударе (вязкое, безосколочное, травмо- безопасное разрушение детали). Эти противоречивые требования находят свое отражение в компромиссе таких свойств, как модуль упругости и удар- ная вязкость (табл. 2). Обогрев панели горячим воздухом от двигателя опре- деляет требования к деформационной теплостойкости, а также комфорту и безопасности с точки зрения запахов, выделяемых материалом при нагреве, и эмиссии вредных газов. Конструктивные функции дверной панели не столь внушительны: на ней располагают системы управления зам- ками и стеклоподъемниками; здесь же могут присутствовать небольшие ниши для хранения вещей, места монтажа аудиоколонок (рис. 6). Находящаяся в непосредственной близости от водите- ля или пассажира деталь должна быть травмобезопасна и в аварийных ситуа- циях. В данном случае это облегчается возможностью применения материа- ла класса олефиновых сополимеров с низким модулем упругости и, соответ- ственно, высокой ударной вязкостью (табл. 2). Эстетически (в частности, по форме и окраске) деталь должна впи- сываться в дизайн интерьера. Подкапотное пространство Наиболее термически и механиче- ски нагруженной зоной в автомобиле является подкапотное пространство, но и здесь термопласты вытесняют тра- диционные металлические материалы. Такой технологически сложный и тех- нически ответственный автокомпонент, как впускной коллектор двигателя, ра- ботающий при температуре до 150°С, в атмосфере паров бензина и горячего воздуха, также выпускается из термо- пласта (рис. 7). Это высокомодульный, высокопрочный стеклонаполненный полиамид с эффективной термостаби- лизацией (табл. 3). Многолетним опы- том доказано, что при соответствующей рецептуре и отработанной технологии свои функции успешно выполняют коллекторы, изготовленные на основе не только ПА-66, но и ПА-6. С точки зрения стойкости к термо- химическому воздействиюпредставляет Рисунок 4. Накладка воздухозаборника (жабо) Рисунок 5. Приборная панель Рисунок 6. Дверная панель Таблица 1. Типовые показатели материалов для экстерьера легковых автомобилей Наименование показателя Назначение материала бампер молдинг жабо ПТР, г/10 мин. (230°С; 2,16 кг·с) 6-20 6-20 6-10 Модуль упругости при изгибе, МПа 650-1100 650-1900 2300-2700 Предел текучести при растяжении, МПа 17-22 8-22 23-26 Относительное удлинение при разрыве, % 200-600 250-600 50-90 Ударная вязкость по Шарпи, кДж/м 2 , при 23°C с надрезом, при –40°C от 15 до б/р 7-9 от 5 до б/р 4-7 10-16 5-6 Температура изгиба под нагрузкой 0,45 МПа, °С 60-85 60-90 120-125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=