Plastics_6_2010

ТЕМА НОМЕРА /ОБЗОР П Л А С Т И К С № 6 ( 8 8 ) 2 0 1 0 26 Со стороны салона непосредственно к подкапотному пространству примы- кает корпус кондиционера — техниче- ски и технологически сложное изделие (рис. 11), совмещающее функции ото- пления и вентиляции салона. Требова- ния к материалу также определяются колебаниями температур, то есть не- обходимостью оптимизировать жест- кость, теплостойкость и, соответствен- но, стойкость к короблению (табл. 4). Завершая краткий обзор примене- ния термопластичных композиций в деталях современных легковых авто- мобилей, можно отметить основные тенденции: — рост числа деталей и, соответ- ственно, ассортимента применяемых термопластичных композиций; — рост ассортимента и объема при- менения термопластов происходит, в основном, за счет использования ши- рокого спектра гомо- и сополимеров пропилена; — увеличение количества термо- пластичных деталей в массовом авто- мобилестроении и, как следствие, рост производительности труда, снижение себестоимости и веса автомобиля, расширение возможностей дизайна и, с учетом превалирующей роли ПП в ассортименте деталей, нарастание тен- денций к унификации материалов. Thermoplastics for automotive components Sergey Osipov, Igor Ayzinson Requirements for plastic materials particularly thermoplastics applied in modern passenger vehicle design become more and more strict due to increases in technological, aesthetic and economical demands of automo- tive industry. The authors show the ways these demands are fulfilled by the example of large-dimensioned and technically complex interior, exterior and underhood components. Рисунок 10. Корпус блок-фары Рисунок 11. Корпус кондиционера Таблица 2. Типовые показатели материалов для интерьера легкового автомобиля Наименование показателя Назначение материала приборная панель панель двери ПТР, г/10 мин. (230°С; 2,16 кг·с) 6-20 10-15 Модуль упругости при изгибе, МПа 1600-2000 900-1100 Предел текучести при растяжении, МПа 20-24 22-25 Относительное удлинение при разрыве, % 50-160 400-500 Ударная вязкость по Шарпи с надрезом, кДж/м 2 , при 23°С 6-32 (б/р) 35-47 (б/р) Температура изгиба под нагрузкой 0,45 МПа, °С 100-120 80-85 Стойкость к царапанию, балл более 7 более 7 Наименование показателя Назначение материала впускной коллектор бачок радиатора* монтажная рама изгибе, МПа 8500 6500 6100 Прочность при растяжении, МПа 170 110 90 Относительное удлинение при разрыве, % 4 3,5 3,5 Изгибающее напряжение при максимальной нагрузке, МПа 235 120 115 Ударная вязкость по Шарпи при 20°С, кДж/м 2 65 37 52 Температура изгиба под нагрузкой 1,8 МПа, °С 205 150 142 Таблица 3. Свойства некоторых материалов для деталей подкапотного пространства Таблица 4. Свойства некоторых материалов для деталей, сопряженных с подкапотным пространством Наименование показателя Назначение материала корпус блок-фары корпус кондиционера ПТР, г/10 мин. (230°С; 2,16 кг·с) 8 12 Модуль упругости при изгибе, МПа 3700 2100 Предел текучести при растяжении, МПа 30 32 Относительное удлинение при разрыве, % 6 50 Ударная вязкость по Шарпи при 23°С, кДж/м 2 20 >65 Температура изгиба под нагрузкой 0,45 МПа, °С 125 105 *Высокая гидролизостойкость в антифризе Рисунок 9. Монтажная рама w w w . p l a s t i c s . r u

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=