Plastics_6_2010

w w w . p l a s t i c s . r u 30 ТЕМА НОМЕРА /ОПЫТ П Л А С Т И К С № 6 ( 8 8 ) 2 0 1 0 существенно снизить себестоимость их изготовления. В течение последних лет пластмас- совые элементы внутренней отделки автомобилей с гладкой поверхностью постепенно заменялись изделиями с рельефной поверхностью (рис. 2), что существенно улучшало эстетичный вид интерьера салона. Тип поверхности, также как и хи- мический состав композиции, ока- зывает существенное влияние на со- противление изделий из полимеров к износу (царапинам). Простые гладкие поверхности менее восприимчивы к механическим повреждениям, чем рельефные. Однако из соображений дизайна в настоящее время рельеф- ные поверхности предпочитаются ве- дущими производителями автомоби- лей, и ожидается, что и в дальнейшем именно они будут играть главную роль. Ввиду приоритетности рельефных по- верхностей и их чувствительности по отношению к механическим повреж- дениям компания Evonik Goldschmidt сконцентрировала свои усилия на ис- следованиях по улучшению сопротив- ления пластиков к износу (царапинам). В результате была разработана идеаль- но подходящая для данных задач ре- цептура композиции: полипропилен/ термопластичный полиолефиновый эластомер — 48-78 процентов, пиг- мент (мастербатч) — 2-5 процентов, тальк—15-40 процентов, наполнитель- компаунд TEGOMERAntiScratch 100— 2-4 процента, другие добавки (антиок- сиданты, стабилизатор, стеарат каль- ция) — 1 процент. Методы измерения Сегодня в промышленности приме- няется ряд тестов и соответствующих тестовых устройств для определения сопротивляемости полимеров к износу (царапинам, воздействию абразивных материалов), например, тестер Erichson, «Пятьпальцев»-тестер, PSA-абразивный тестер. Основной принцип анализа за- ключается в приложении к поверхности полимерной пластины определенной механической нагрузки и последующей оценке ее воздействия. Тестер Erichson (рис. 3) позволяет оценить последствия воздействия на полимерную пластину заданных раз- меров нагрузки силой в интервале от 5 до 20 Н со скоростью движения цара- пающего устройства1000 мм/мин. Цара- пающее устройство представляет собой цилиндрический стальной стержень с заостренным концом диаметром 1 мм. С помощью царапающего устройства на поверхность пластины наносятся 20 параллельных линий (10 в одном на- правлении, 10 — в другом, строго пер- пендикулярно первому). Воздействие на пластину оценивается по различию яр- костицвета линийна протестированной и непротестированной поверхности. На рисунке 4 показаны пластины, проте- Рисунок 2. Типичные рельефные поверхности автомобиля Рисунок 3. Тестер Erichson для оценки устойчивости к царапинам Рисунок 4. Поверхность без царапин (A), поцарапанная поверхность из пластика без использования добавки (Б), поцарапанная поверхность из пластика с использованием добавки (В) Рисунок 5. Глубина царапин и значение ' L с использованием и без использования органически модифицированного силоксана Вид литьевых пластин под микроскопом (царапины согласно GM E 60 280) 60% ПП/40% талька/2 весовых процента органически модифицированного силоксана 60% ПП/40% талька без добавки глубина царапин = 14 нм ' L = 6,8 глубина царапин = 7 нм ' L = 3,1 А Б В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=