Plastics_6_2010
w w w . p l a s t i c s . r u 36 ТЕМА НОМЕРА /ОБЗОР П Л А С Т И К С № 6 ( 8 8 ) 2 0 1 0 Рисунок 3. Система финишной обработки воздуховода от TAG Molding (Япония/Таиланд) повторяя расположение воздуховода в пресс-форме. В итоге можно исклю- чить какое-то количество излишнего материала. Значительно снизить процент об- лоя при производстве воздуховодов можно с помощью так называемого 3D-выдува. При использовании этой технологии выход рукава начинается после смыкания пресс-формы. С по- мощью специальных устройств рукав ведется по полости формы, повторяя все изгибы детали. Эта технология имеет множество плюсов, но есть и минусы, один из которых — чрезвы- чайно высокая стоимость оборудова- ния. После извлечения из узла смыкания воздуховод должен пройти финиш- ную обработку (рис. 3). Сюда входит, во-первых, очистка от облоя и, во- вторых, формирование необходимых отверстий. Стандартные автоматиче- ские системы вырубки облоя невоз- можно использовать для обработки воздуховодов из-за нестандартности геометрической формы этих изделий. Для очистки каждого из воздуховодов проектируется индивидуальный узел, который также может вырезать необ- ходимые отверстия. Впрочем, все эти финишные операции может делать и обычный рабочий, поэтому в каж- дом конкретном производственном проекте вопрос целесообразности автоматизации финишной обработки воздуховодов можно рассматривать отдельно. Топливные баки и трубки Преимущества выдувных полимер- ных топливных баков очевидны и не- оспоримы. Такие баки прочнее, легче и дешевле по сравнению с металлически- ми. Неудивительно, что автомобильная индустрия перешла на полимерные баки (рис. 4). Производство экструзионно- выдувным формованием полимерного топливного бака, отвечающего миро- вым стандартам,— нетривиальная за- дача. Прежде всего, бак должен иметь барьерные свойства для изоляции то- плива и его испарений и по этой при- чине не может выдуваться из обычно- го полиэтилена. В идеале барьерный слой должен быть выполнен из EVOH (сополимер этилена и винилового спирта), а наружный слой — включать УФ-стабилизатор и антистатические добавки. Многослойная конструкция с EVOH насчитывает 6 слоев: первич- ныйПЭ, клей, EVOH, клей, вторичный ПЭ (дробленка), первичный ПЭ с до- бавками. Учитывая, что топливные баки авто- мобилей по объему, как правило, пре- вышают 50 литров, для их производства применяются аккумуляторные (нако- пительные) экструзионные головки и, соответственно, довольно крупные вы- дувные машины. Головки, сочетающие аккумуляторнуюфункциюимногослой- ность, — очень сложные устройства, и делают их в настоящее время только в Германии. Выдувные пресс-формы для топливных баков также могут отличать- ся «нестандартностью». В зависимости от конструкции конкретного бака, в оснастке, вероятно, придется предусмо- треть подвижные элементы и знаки, что не совсем обычно для экструзионно- выдувных пресс-форм. Можно легко представить, что все эти факторы (многослойность в соче- тании с аккумуляторной экструзией, большой размер машины, нестандарт- ные пресс-формы) приводят к исклю- чительной дороговизне оборудования и ограничивают его доступность. Впускной коллектор и трубки, по которым перемещаются топливо и топливная смесь, также производят экструзионно-выдувным формовани- ем. Трубки по своей геометрии напо- минают воздуховоды, но они тоньше, обычно имеют круглое сечение и более «извилисты». Для топливных трубок Рисунок 2. Воздуховод автомобиля Honda, произведенный на экструзионно-выдувной машине SMC 30S в США
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=