Plastics_6_2010
П Л А С Т И К С № 6 ( 8 8 ) 2 0 1 0 38 Extrusion-blown automotive components Stanislav Zabelin Automotive industry holds the second place in extrusion blow mold- ing applications following packaging industry. At the same time extrusion blow molding became to find wide ap- plication in automotive industry some later than other plastics processing techniques. Continuous enhancement of blow molding technology allows to gradually introduce more and more new automotive components which are produced with extrusion blow molding in the most efficient way. These include airducts, fuel tanks and tubes, reservoirs, seats, spoilers, shock absorbers cases etc. w w w . p l a s t i c s . r u да. Бачки обычно имеют горловину, что еще больше сближает их со стан- дартными упаковочными выдувными изделиями. Некоторые бачкиимеют особые кон- структивные элементы (как правило, крепежные), для формования которых в пресс-форме должны быть предусмо- трены гидравлически приводимые или клиновые подвижные элементы. От упаковочных емкостей автомобильные бачки отличает наличие дополнитель- ных отверстий, куда подсоединяются трубки подвода жидкости. Эти отвер- стия вырезаются либо вручную, либо специальной автоматикой. Нередко в бачки интегрируется крепежная арма- тура, которая после выдува становится единым целым с изделием. Экструзионно-выдувное формова- ние — лучший метод производства си- дений для общественного транспорта (автобусов и микроавтобусов). Выдув- ное сиденье для автобуса представля- ет собой цельную деталь из сиденья и спинки, которая при минимальном весе является достаточно прочной. При этом изделие остается «демократич- ным» с точки зрения себестоимости, что соответствует концепции коммер- ческого транспорта. Сиденья можно формовать на экструзионно-выдувных машинах 30/60-литрового класса с аккумулятор- ной головкой. Технологический про- цесс в целом будет даже проще, если сравнить его с изготовлением баков или воздуховодов. Сиденье в сечении имеет прямоугольную форму и доста- точно хорошо «ложится» под экструзи- онный рукав — облой остается только сверху и снизу. На экструзионно-выдувных маши- нах можно производить такие круп- ногабаритные детали, как бамперы и спойлеры, хотя российские перера- ботчики пластмасс традиционно вос- принимают эти детали скорее как ли- тьевые. Очень эффективно использовать вы- дув при производстве гофрированных и плоских чехлов для амортизаторов и шарниров равных угловых скоростей (рис. 6). Такие чехлы изготавливают на самых обычных полиэтиленовых экструзионно-выдувных машинах 1/2-литрового класса из полиэтилена (плоские чехлы) и современных марок эластомеров (гофрированные чехлы). Подобные изделия по своим функцио- нальным свойствам значительно пре- восходят устаревшие резиновые чехлы. Необычное, но темне менее уже реа- лизованное применение экструзионно- выдувногоформования—производство солнцезащитных козырьков (визоров) (рис. 7). Выдувные визоры легко изго- товить полыми внутри, в то время как при литье под давлением этих деталей требуется применение технологии ли- тья с газом для вытеснения лишней массы. За рубежом, например, в Японии, экструзионно-выдувным способом формуют такие детали, как крышки консоли, подголовники, напольные подставки багажника и даже корпуса лампы для освещения номера. Пре- имущества экструзионно-выдувной технологии для изготовления подобных компонентов сводятся к возможности получить прочную и массивную деталь без лишнего материала внутри. Рисунок 7. Солнечный визор, произведенный на экструзионно-выдувной машине SMC 30S ТЕМА НОМЕРА /ОБЗОР Рисунок 6. Плоский чехол амортизатора для автомобиля Honda
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=