Plastics_6_2010

44 Надежнее резины Выбор эластичного материала для производства упругих элементов (ви- броизоляторов, демпферов, поворотных шарниров) для машин и механизмов всегда сопровождается вопросом по- литической и экономической целесо- образности. Особо остро это проявляет- ся в автомобилестроении. В распоряже- нии производителя имеются два основ- ных эластомера: полиуретаныи резины, которые отвечают основным требовани- ям к демпфирующим элементам. Основные преимущества резин — низкая стоимость деталей при серий- ном производстве и относительная простота утилизации изделий. В то же время полиуретаны выдерживают большие предельные нагрузки, не под- вержены старению и сохраняют свои упругие свойства на протяжении всего срока службы. Изделия из полиуретана обладают характеристиками, в 3-5 раз превышающими возможности рези- новой детали (табл. 1). Однако более высокая стоимость при массовом изго- товлении сдерживает широкое приме- нение полиуретанов в серийном произ- водстве легкового автотранспорта. Вопрос о преимуществе примене- ния полиуретанов уже ни у кого не вы- зывает сомнений. Однако далеко не все автовладельцы готовы перейти на этот материал даже при замене вышедших из строя штатных деталей подвески. Прежде всего это связано с тем, что автопроизводитель через сервис «при- вязывает» автовладельца к резине (зача- стую сомнительного качества и проис- хождения). К тому же имеется расхожее мнение о том, что если в серийном про- изводстве полиуретаны не применяют- ся, то и для мелкосерийного выпуска автокомпонентов они не подходят. На самом же деле ведущие тюнинговые ателье давно используют детали под- вески из этих материалов. В частности, тюнинговые комплекты деталей под- вески из полиуретана выпускают такие фирмы, как Energy Suspension (США), Fulcrum Suspensions (Австралия). «Оперативная» технология На российском рынке пионером в области применения полиуретановых эластомеров стала фирма «С.П.Б.», ко- торая с 1992 года занимается поставкой самых современных ПУ-систем и вне- дрением их в различные отрасли про- мышленности. Более 18 лет работы в данной сфере позволили компании ПУ-эла В АВТОМОБИЛЕ Использование полиуретановых эластомеров вместо резины при изготовлении и ремонте автокомпонентов — в частности, деталей подвески — позволяет повысить надежность и срок службы изделий. Об этом свидетельствует многолетний опыт ООО «С.П.Б.» — поставщика высококачественных полиуретановых систем на рынки России и СНГ r e a d t h e a r t i c l e i n e n g l i s h — w w w . p l a s t i c s . r u Сергей Сивчиков, заместитель генерального директора, Борис Сивчиков , менеджер центра специализации «Транспорт» ООО «С.П.Б.» Таблица 1. Сравнение характеристик полиуретана и резины Показатель Значение для резины Значение для полиуретана Примечание Условная прочность при растяжении, МПа (кг·с/см 2 ) 12,7 (130) 35 (350) Полиуретан прочнее резины в 2,5 раза Относительное удлинение при разрыве (не менее), % 300 500-600 Полиуретан эластичней резины в 2 раза Твердость по Шору А, ед. 60-100 55-97 Полиуретан может быть различной твердости Истираемость, м 3 /ТДж 45-80 11,25-26,6 Условная износостойкость полиуретана в 3 раза выше, чем у резины БИЗНЕС-ПАРТНЕР П Л А С Т И К С № 6 ( 8 8 ) 2 0 1 0

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=