Plastics_6_2012

w w w . p l a s t i c s . r u 26 ТЕМА НОМЕРА /ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕРЕРАБОТКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 1 2 ) 2 0 1 2 внешне. Больше он ее ничем не напоми- нает, и поэтому не пригоден для функцио- нального тестирования. С другой стороны, полученное изделие вполне пригодно для использования в качестве мастер-модели для формы из силикона или другого подобного материала. Можно сказать, что выращива- ние на таких установках и литье малыми сериями — технологии-спутники. Подводные камни Главная сложность, с которой сталкива- ются новички в деле быстрого прототипиро- вания: большинство таких устройств — это не «3D-принтеры», а сложные и капризные установки для профессиональной работы. Старшим моделям для реализации их потен- циала необходима точная и квалифициро- ванная установка, так же как высокоточным станкам и печатныммашинам. Большинство расходных материалов не может храниться очень долго, поэтому необходимо точное по- строение логистической цепочки, да и обо- рудованию при длительном простое может быть нанесен ущерб. Отдельно стоит отметить вопрос квали- фикации персонала. Как и в других сложных практических областях, ключевое значение имеет опыт, который невозможно заменить никакой теоретической подготовкой. В то же время на растущем рынке быстрого про- тотипирования рассчитывать на появление свободных высококвалифицированных и опытных кадров не стоит, а на самостоя- тельное ознакомление со всеми нюансами технологий (тем более что их значительное количество) могут уйти месяцы. Поэтому компании, приобретающие уста- новки, только чтобы «сэкономить на быстром прототипировании», могут достичь обратного результата. Цена вопроса С момента своего появления быстрое прототипирование было весьма недешевым удовольствием. Большие маши- ны стоили и стоят порядка полу- миллиона долларов. Стоимость материалов могла составлять сотни долларов за килограмм или литр. Соответственно, вы- ращивание изделия могло обхо- диться в суммы порядка тысячи долларов. В течение 20 лет с момента появления стереолитографии прогресс в этой области касался преимущественно технического совершенства машин и их воз- можностей, слабо отражаясь на их цене. В большинстве линеек младшая модель имела стоимость порядка 50 тыс. долларов. Стои- мость материалов снижалась более заметно, но тоже постепенно. К середине прошлого десятилетия стало возможным использовать установки быстро- го прототипирования и для производства единичных изделий, поскольку стоимость выращивания по некоторым технологиям приблизилась к другим способам изготов- ления деталей в единственном экземпляре. Однако стоимость установок делала их до- ступными исключительно для крупных пред- приятий. Тем не менее сама возможность почти безотходного производства уникальных изделий для конечного использования тео- ретически могла открыть абсолютно новые возможности. Основная проблема заклю- чалась в том, что производители установок видели в качестве своей целевой аудитории исключительно предприятия, нуждающиеся в прототипах, предваряющих массовое про- изводство. Происходящая уже в течение пяти лет гонка за снижением стоимости установок во многом изменила ситуацию, и сейчас устрой- ства быстрого прототипирования начально- го уровня можно приобрести менее чем за 20 тыс. долларов. Революция номер два Движущими силами происходящей сей- час революции в сферах производства и по- требления стали проект RepRap и движение «мастеров» (makers). В 2005 году группа британских ученых инициировала проект RepRap (сокращение от replicating rapid prototyper — «самовос- производящаяся установка быстрого прото- типирования»). Заявленная цель проекта — создание такой установки, которая сможет «распечатать» сама себя. Конечно, до дости- жения этой цели проект еще очень далек, но благодаря ему стало возможным появление бытовых устройств такого класса. Впервуюочередь, появилась свободнорас- пространяемая версия технологии выращи- вания, названная Fused Filament Fabrication (FFF) (производство с помощью расплав- ленной нити), которая, в общем, аналогична патентованной технологии FDM компании Stratasys. Кроме того, были разработаны и свободно распространяемые версии соот- ветствующего программного обеспечения. Исторически первой компанией, кото- рая коммерциализировала технологию FFF, стала американская MakerBot. Созданное ей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=