Plastiks_6_2013
w w w . p l a s t i c s . r u СПЕЦТЕМА/ ПОЛИМЕРЫ В ТРАНСПОРТОСТРОЕНИИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 2 4 ) 2 0 1 3 История и технология Поиски альтернативы тяжелому сталь- ному листу велись еще до Второй мировой войны, однако промышленное использова- ние более легких полимерных материалов началось только в 50-е годы ХХ века. Среди пионеров можно назвать Chevrolet Corvette, Studebaker Avanti и французский Alpine A106. Примечательно, что их пластмассовые кор- пуса практически не отличались по виду от стальных, и определить, что называется, на глаз, из чего же сделан кузов автомобиля, было практически невозможно, хотя пласт- масса позволяла использовать более глубокий рельеф и требовала больших радиусов сопря- жения поверхностей. Пластиковые бамперыв 1969 году однойиз первых начала внедрять компания Porsche — защитные элементы на кузове машины не гнулись от мелких ударов и не отрывались при неудачных маневрах. Со временем все мировые производители начали выпускать бамперы из пластика. А полиуретановая пена вообще произве- ла небольшую революцию. На автомобилях Volkswagen этим материалом впервые начали заполнять пустые пространства кузова, бла- годаря чему уменьшились риск коррозии и уровень шума. Большой резонанс в автомобильной про- мышленности вызвало появление и эластич- ной пеныBayflex ® , которая впервые была ис- пользована для производства подлокотников в популярной модели Volkswagen «Жук». Она открыла перед автопроизводителями возмож- ность создавать приятные на ощупь пластико- вые элементы в салоне. Bayflex®стал активно использоваться и в выпуске бамперов. Начиная с 1970-х годов все мировые ав- топроизводители уже хорошо знали такие полимерные материалы из Германии, как Leguval ® (полиэфирные смолы), Novodur ® (АБС), Pocan ® (ПБТ), Bayblend ® и Termaloy ® (сплав ПК с АБС), Durethan ® (полиамид), Makrolon ® (ПК), Baydur ® и Bayflex ® (ППУ). Из них начинают активно изготавливать ре- шетки радиатора, молдинги (литые элементы декора автомобиля и накладки для защиты частей кузова от механических повреждений), задние фонари, детали дверей, дверные руч- ки, наружные зеркала, колпаки колес, фары, панели приборов, дворники и многие другие детали автомобиля. Что же дает использование пластиков в автомобиле? Во-первых, машина становит- ся легче, а значит, снижается расход топлива. Во-вторых, применение пластиков позволяет не только отказаться от дорогостоящих цвет- ных металлов и нержавеющих сталей, но и сократить энерго- и трудозатраты в процессе производства, а значит, снизить стоимость автомобиля. В-третьих, открывается возмож- ность для новых конструкционных решений, поскольку термопластичные полимеры лег- ко поддаются переработке и, следовательно, позволяют воплотить в жизнь любые идеи конструктора. Плюсы и минусы Полимеры по сравнению с металлами обладают существенными достоинствами, основными из которых, кроме легкости, яв- Долгое время развитие автомобилестроения было непосредственно связано с успехами металлургической промышленности. Однако доля полимерных материалов в конструкции автомобиля непрерывно увеличивается и составляет в настоящее время от 20 до 25 процентов общего веса автомобиля. Сегодня полимеры в этой области — второй по значимости конструкционный материал после металлов Артем БОГДАНОВ Пластик на колесах 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=