Plastiks_6_2013

w w w . p l a s t i c s . r u 40 СПЕЦТЕМА/ ПОЛИМЕРЫ В ТРАНСПОРТОСТРОЕНИИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 2 4 ) 2 0 1 3 что позволило существенно снизить вес и одновременно улучшить качество деталей. К сожалению, развития данный проект не получил. Сомневающимся в том, что машины из пластмассы могут быть даже прочнее, чем выполненные из стали, можно посоветовать познакомиться с разработками компании Porsche. Еще на выставке К-1986 в Дюссель- дорфе компанией был продемонстрирован новый пластиковый кузов. Желающие про- верить его прочность могли нажать на кнопку, и кузов с большой силой тут же ударялся о стену. За время выставки пластиковый авто- мобиль подвергался такому краш-тесту бес- численное количество раз и при этом оста- вался абсолютно целым и невредимым. Вопрос цены Изготавливать наружные панели кузовов (капоты, крылья) штамповкой из листовой стали значительно быстрее, чем формова- нием из пластмассы. Однако для получения стальных панелей требуемой формы нужно несколько технологических операций. По- этому при расчете себестоимости необходимо учитывать и продолжительность изготовле- ния, и капитальные затраты на оборудование и оснастку. Специалисты утверждают, что оснастка для изготовления крупных кузовных деталей из пластмассы стоит от 1 до 2 млн долларов, тогда как затраты на изготовление аналогич- ных автомобильных деталей из стали могут достигать 3-6 млн долларов в зависимости от сложности формы детали, а в некоторых случаях оснастка стоит еще дороже. Существовавшие долгое время проблемы окрашивания кузовных деталей лакокрасоч- ными системами, требующими сушки при высокой температуре, успешно преодолены. Так, концерном General Electric разработан и поставляется на рынок сорт пластмассы на основе полифениленоксида, способный выдерживать температуру технологического процесса нанесения покрытия 205°С. СпециалистыDaimler Chrysler разработали способ внедрения особым образом перепле- тенных между собой прочных нитей прямо в литьевую форму, так что они оказываются внутри панели и служат своеобразным арми- рующим каркасом. Разработана технология LIMBT (Large Injection Molded Body Technology) изготов- ления больших формованных деталей кузова автомашины из ПЭТ. Суть ее состоит в том, что на мощном ТПА с высокой точностью (±5 мм) из армированного пластика отли- ваются две половинки кузова автомоби- ля. Затем в течение 2-3 минут их намертво соединяет специальный клей. Получаемый клеевой шов практически незаметен, тем более что он замаскирован специальными «выштамповками». Клеевое соединение устойчиво даже при минус 20°С, что было доказано краш-испытаниями. С точки зре- ния безопасности армированный пластик гораздо лучше стали, поскольку поглощает кинетическую энергию не просто за счет деформации, но и за счет расслоения мате- риала, растяжения и обрыва волокон. Таким образом, стойкость этих материалов к удар- ным нагрузкам, способность их реформи- рованных участков к самовосстановлению, высочайшая антикоррозионная стойкость и малый удельный вес — преимущества, уже не достижимые металлами. Несмотря на огромные размеры литьевых машин и пресс-форм, общая стоимость орга- низации производства самых сложных (даже из 12 деталей) кузовов по технологии LIMBT оценивается в 23 млн долларов, тогда как под- готовка к серии стального кузова стоит не- сколько сотен миллионов. К тому же за счет исключения необходимости штампового, сварочного, окрасочного и гальванического производств возможно сокращение площади завода как минимум в четыре раза. По под- счетам экономистов, такая технология делает рентабельным выпуск автомобилей от 10 тыс. штук в год. Эстетика и безопасность Кузов автомобиля — самая главная и до- рогая его часть, наиболее уязвимыми его местами являются колесные арки и днище. Защитить их от коррозии помогает обработка машины антикоррозионным раствором, од- нако любое защитное покрытие за короткое время может быть разрушено летящими из- под колес камнями и песком. Эффективно защитить крылья автомобиля помогают по- лиэтиленовые подкрылки, или, как их еще часто называют, локеры. Подкрылки из полиэтилена идеально по- вторяютвнутреннююконфигурациюарок, лег- ко устанавливаются и легко демонтируются. Носамое главное, ониобладают высокойстой- костьюк воздействиюнеблагоприятной среды и ударопрочны при любой температуре. Полноправно властвует пластмасса и в салоне автомобиля. Панель инструментов, передняя панель, держатели, кожухи, отделка интерьера, стойки, дверные панели, детали сидений, разнообразные ручки и переклю- чатели, педали, корпуса приборов — словом, внутри машины царит настоящий «пласт- массовый рай», где первую скрипку играет,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=