Plastiks_6_2013
w w w . p l a s t i c s . r u СПЕЦТЕМА/ ПОЛИМЕРЫ В ТРАНСПОРТОСТРОЕНИИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 2 4 ) 2 0 1 3 Wheeled plastics Artyom Bogdanov The share of plastics materials in automotive design continuously in- creases and now is 20 to 25 percent of total weight. Compared to metals plas- tics have significant ad- vantages. The most im- portant of them are along the light weight the follow- ing: corrosion resistance, elasticity, higher indention resistance effective noise absorbing and production cost-effectiveness due to less operations and pos- sibility to combine several elements in one part. ПТФЭ (фторопласт) применяют для вту- лок подшипников скольжения, фенопла- сты — для электроизоляционных деталей. Из полиэфирного стеклопластика, помимо крупногабаритных деталей, изготовляют кар- тер системы отопления и защитные трубы. На базальтовой основе Производство любого узла современно- го автомобиля не может обойтись также без применения композиционных материалов, которые полностью отвечают актуальным требованиям автомобилестроения. Основную массу таких композитов представляют собой материалы на основе базальтовых волокон и углеволокна. Армирующие ткани и изделия из непре- рывных волокон являются наполнителями для полимерных композитов, идущих на бам- перы, спойлеры, обтекатели, декоративные панели, элементы защиты корпуса и днища автомобиля. Композиты применяются для тормозных колодок, фрикционных дисков сцепления, всевозможных уплотнителей двигателя. Композиционные материалыприменяют- ся также для термоизоляции и звукоизоляции салона и двигателя. В последнее время зву- коизоляция глушителя все чаще осуществля- ется с помощью иглопробивных холстов из базальтовых волокон. Базальтовое волокно, являющееся арми- рующим элементом для покрышек, обладает высочайшей прочностью на разрыв. Кроме того, автопокрышки с композитным кордом дешевле и экологичней при утилизации. Наибольшее распространение в автомо- билестроении получили композиционные материалы с неметаллической матрицей, а именнополимерные карбоволокниты. Карбон по прочности превосходит сталь в 15 раз, а по упругости — в 3 раза, полностью перерабаты- ваем и не содержит токсичных элементов как в чистомвиде, так ипод слоемлака. Полимер- ные карбоволокниты по мере удешевления их производства все чаще используются в произ- водствекузововишасси.Карбоволокнитытак- жепригодныдляизготовления сверхнадежных тормозных дисков спортивных автомобилей. Невероятные характеристики тормозов совре- менной «Формулы-1» обеспечивают диски из карбона, способные работать при высочайших температурах.Онивыдерживают до800циклов нагрева за гонку. Каждый из них весит менее килограмма, тогда как стальной аналог как минимум в три раза тяжелее. Стеклопластик используется для изго- товления подкрылков, бамперов, накладок, антикрыльев, спойлеров, элементов кузова, фургонов, багажников, кабин. Из него же делают передние и задние панели кузовов автобусов, троллейбусов, элементы внутрен- него интерьера. Работа продолжается Некоторое время назад компанией Bayer MaterialScience был представлен автомобиль под названием eXasis. Выполненный в виде сигары, двухместный концепт был призван послужить примером использования пласти- ков в автомобилестроении. Кузов и днище автомобиля eXasis сделаны из пластмассы. Прозрачный поликарбонат позволяет рассмотреть мотор ишасси, выпол- ненное из алюминия. Привлекают внимание прозрачные приборные и функциональные панели в кабине. Они как бы висят перед во- дителем в воздухе и снабжены сенсорными устройствами, которые состоят из прозрач- ных болванокCD/DVD, выполненных изПК, с функциональными надписями на обратной стороне и сенсорными сегментами спередииз электропроводящего политиофенового по- лимера Baytron P ® . Механические элементы системы управ- ления в кабине на ощупь теплые и мягкие. Это удобство обеспечивается покрытием Soft Feel из полиуретана, которое основано на высококачественном воднодисперсионном лакокрасочном материале ряда Bayhydrol ® и Bayhydur ® . Аналогичный по тактильному эффекту резиноподобный материал Softel ® , позволяющий достичь комбинации проч- ности с ощущением мягкости и бархатисто- сти, которое в принципе не характерно для привычного нам пластика, разработан в на- учном центре крупнейшего производителя пластмасс в Европе компании LyondellBasell Industries (Нидерланды), специализирую- щемся на разработке полимерных материа- лов для автопрома. В производстве ремней безопасности и покрышек использован су- перпрочный кевлар. Что касается более отдаленных перспек- тив применения пластмасс и композитов, то специалисты зарубежных автомобильных компаний считают, что через несколько де- сятков лет большинство автомобилей массо- вого производства будет целиком изготавли- ваться из различных пластмасс: кузов — из композитов, колеса—из полиуретана, детали салона—из термопластов нового поколения, двигатель — из керамического композици- онного материала, а эластичные элементы подвески — из стеклопластика. Так что, воз- можно, скоро мы все будем свидетелями на- стоящей «пластиковой» революции в автомо- билестроении. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=