Plastics_6_2014

w w w . p l a s t i c s . r u 50 СПЕЦТЕМА/ АВТО- И ЭЛЕКТРОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 3 5 ) 2 0 1 4 Востребованность композитов Можно сказать, что армированные пла- стики не получили бы такого широкого распространения, которое они имеют в на- стоящее время, не будь заинтересованности в них судостроительной промышленности. Благодаря использованию полимерных ма- териалов значительно улучшаются техниче- ские и эксплуатационные характеристики судов, повышаются их надежность и долго- вечность, сокращается продолжительность и снижается трудоемкость постройки. В наши дни активно развивается ком- позитное судостроение, особенностью ко- торого является применение полимерных материалов для изготовления корпусов су- дов и судовых конструкций. Интерес к при- менению таких материалов в судостроении в первую очередь вызван их высокой удель- ной прочностью и долговечностью. Кроме того, у них множество других преимуществ, в частности: — коррозионная стойкость; — низкая теплопроводность; — немагнитность; — высокая ударопрочность; — вибродемпфирующие свойства; — широкий диапазон рабочих темпера- тур; — высокое соотношение прочностных характеристик и массы; — низкая теплопроводность; —высокая электроизоляционная способ- ность и «прозрачность» для высокочастот- ных электромагнитных волн; — стойкость к солнечной радиации и УФ- лучам; — устойчивость к воздействию водной среды; — легкость переработки в изделия слож- ной формы. При этом самым главным фактором, который обусловил их распространенность в отрасли, стало то, что они обеспечивают широкие возможности проектирования и создания новых материалов и конструкций из них. Особенности стеклопластиков Стеклопластик—это чрезвычайно востре- бованный в судостроении материал сложной композиции, основными составляющими которого являются связующее (смола с раз- личными добавками) и армирующий матери- ал. В качестве связующего используют нена- сыщенные полиэфирные смолы холодного отверждения, а в качестве армирующего ма- териала — стекловолокнистые наполнители, такие как стеклохолсты, стекложгут, стекло- ткани разнообразного плетения. Применение стеклопластика позволя- ет снизить вес корпуса шлюпок и лодок по сравнению с деревянными судами на 30-50%. В эксплуатационном отношении шлюпки из пластика более долговечны, не требуют шпаклевки, окраски, и стоимость их постройки большими сериями не выше, чем деревянных аналогов. Например, из стеклопластиков изготавли- вают десантные катера личного состава и тех- Полимерные материалы начали применяться в судостроении сравнительно недавно, в 30-х годах прошлого века. Однако несмотря на это к настоящему моменту их можно найти во множестве узлов и элементов различных судов и подводных аппаратов. В статье эксперта журнала «Пластикс» рассказывается о многочисленных примерах применения пластмасс, в том числе их армированных типов, в создании морского и речного транспорта Елена ПОГОДИНА, технолог-консультант Полимеры в судостроении: обширный потенциал

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=